ОСМЫСЛЕНИЕ И ОСОЗНАНИЕ

00:33 06/02/2019

96
Она превращает узнаваемое и привычное в неожиданное и странное. Удивительная выставка на днях открылась в Государственном музее искусств им. А. Кастеева в Алматы.

И удивительна она тем, что впервые на одном поле с величайшими художниками - классиками прошлых веков - выставляются художники ультрасовременного искусства - дигитальной графики.
Автор выставки Алёна Веселова - оптимист по натуре. Свои работы наполняет горячей живой энергией любви к жизни, к миру, к людям. В её композициях перед зрителями предстают улицы и узнаваемые фрагменты нашего любимого города Алматы, любимого Музея искусств им. А. Кастеева, но не в своём привычном виде, а как мечта, как литературная метафора, как таинственный графический знак, зашифрованный символ.

Древние легенды, музыка, песни, истории казахского народа предстают в новом неожиданном ракурсе. Мир предметный и беспредметный причудливо переплетаются друг с другом, иногда подменяя понятия. И эта игра графических образов становится захватывающим квестом с открытым финалом. После блистательного открытия выставки автор ответила на наши вопросы.

- Алёна, как дошла до жизни такой? Персональная выставка на самой престижной площадке страны! И почему «Вектор»?
- Алма-Ата - это моя точка отсчёта в пространстве, это начало моего вектора жизни, здесь моя родина. А творчество – это особый вид энергии. Которую я черпаю от родной земли. Её реализация неизбежна, иначе скиснешь. Я рисую. Дизайн и иллюстрирование рекламы, полиграфии, книг, периодики - это мой путь в визуальном оформлении быта и потребностей нашей жизни. Особый мой вектор - иллюстрирование.
 
- Так что за выставка? И для непосвящённых - что такое дигитальная графика?
- Дигитальная графика, или живопись Digital art – это создание электронных изображений с помощью компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Сложилось мнение, что цифровое визуальное авторское произведение – это работа с фотографиями, коллажирование, синтез уже существующих изображений. 


В ТЕМУ
Художник легко взаимодействует с разными стилистиками, современными художественными направлениями, в поисках новых форматов радикальных арт-практик, переходя от чисто декоративных образов к почти эпическим. Но всегда её работы эмоционально интонированы, и всегда это дневник её личных переживаний.

Ольга Батурина, кандидат искусствоведения, 
доцент КазНАИ им. Т. Жургенова 


И моя задача, как принято сейчас говорить - меседж, а проще говоря, основная идея состоявшейся выставки – это показать зрителям, что произведения дигитальной графики создаются с нуля. Перед тобой чистый лист бумаги, он манит и пугает тебя своей чистотой. Только в руках у тебя не карандаш, и не кисть, а компьютерная мышка. Раньше я рисовала карандашный эскиз, набросок на бумаге, потом его «поднимала» в векторе. На сегодняшний момент я настолько овладела мышкой, что делаю наброски своих работ сразу в цифровом виде.
А вообщем-то говоря, Digital art - это огромный раздел современного искусства с использованием быстро развивающихся компьютерных технологий.


КСТАТИ
Термин «диджитал искусства» объёмен и неисчерпаем. Технологии, пришедшие в сферу искусства за последние 10-15 лет, уже сегодня навсегда меняют его язык и способы, которыми зритель воспринимает искусство. Даже контекст реальности под большим сомнением. И то, чем занимается Алёна Велар, - это самая доступная и потому самая сложная окраина этого бесконечного мира. Перемена, которую пережило искусство с приходом фотографии, покажется детским лепетом по сравнению с тем, что сделал с искусством пиксель. Мы все - часть этого процесса, и даже «органические» техники, вроде живописи или керамики, подвержены сегодня диджитализации. 

Владислав Слудский, куратор выставки 


- Как и почему появляются образы - актёр, музыкант? Они приходят из воздуха или это личные встречи, общение?

- Выбор образа, создание сюжета работ происходят двумя способами. Первый путь - это работа с текстом. Ведь я художник-иллюстратор. А иллюстрация основывается на тексте. Но не просто дополняет его, а расширяет и раскрывает заложенные в тексте смыслы посредством визуализации образов. Этим я зарабатываю себе на хлеб насущный. 
Второй путь - это работа со своим внутренним миром. Осмысление и осознание своего Я через отображение в рисунках своих эмоций, чувств и переживаний. Так рождаются произведения дигитальной графики. Кстати, нет никакого конфликта между первым и вторым подходом в моей работе, а наоборот, они с успехом дополняют друг друга. Сегодняшняя выставка - это работы, в большинстве своём созданные с использованием второго подхода. 

- Почему собаки? Есть преданный друг?

- Да, действительно в моих работах оказалось много животных. Хотя я совершенно не художник-анималист. Когда я уже в выставочном зале увидела свою экспозицию, то с удивлением обнаружила много работ с собаками, к тому же есть на рисунках гуси, петухи, лиса и дятел, журавли. Среди представителей животного мира больше всего собак, вернее сказать, одной - таксы. Это мой дружище по кличке Сёмочка, домашний любимец и умнейший пёс.

- В нашем меркантильном мире, к сожалению, мало уделяют внимания творческим людям. Как родилась выставка, кто помогал?

- Экспозицию выставки разработала и создала куратор Анжелика Акилбекова, магистр искусствоведения, руководитель отдела выставок и экспозиций ГМИ РК им. А. Кастеева. Второй куратор выставки - Ольга Батурина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории изобразительного искусства Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. Прекрасные профессионалы и сподвижники своего дела. Они вложили свой опыт и душу в организацию выставки и открыли передо мной интереснейший, очень многоплановый, наполненный многими смыслами и направлениями мир музейного, выставочного дела.

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ