ЭХ, ДОРОГИ...

21:19 26/02/2019

353
На Западе дорогу ремонтируют один раз в 10 лет, а у нас - раз в полгода. В опубликованном докладе Всемирного экономического форума Казахстан по качеству автомобильных дорог занимает 108-е место из 138. Тогда как Зимбабве - на 101-й строчке.

В сфере воздушного транспорта Казахстан поставили на 90-е место, а по качеству железнодорожных путей - на 26-е. Наша страна признана одной из худших по качеству автомагистралей. 

ГДЕ ИННОВАЦИИ?

Казахстан позиционирует себя как государство стремительного развития, нацеленное именно на качественный рост, причём во всех отраслях, будь то наука, экономика или социальное обеспечение. А дороги - это кровеносная система любой экономики. 
Наши дороги строят не просто некачественно, так ещё дорого и долго. Отсюда закономерный вопрос: почему в западных странах транспортную магистраль ремонтируют один раз в 10 лет, а у нас - раз в полгода? Почему у них на сам процесс модернизации короткого отрезка уходит чуть ли не один день, а у нас - недели?
Ответ лежит на поверхности. Трансферт технологий именно в этой отрасли так и не произошёл. Так почему Казахстан год от года попадает в рейтинг стран с самыми плохими дорогами? И не пора ли уже использовать в их построении инновационные технологии?


Вице-президент Казахстанского дорожного научно-исследовательского института (КаздорНИИ) Куват Байгутанов, более сорока лет проработавший на автодорогах страны, рассказал, почему Казахстан ежегодно попадает в мировые аутсайдеры по качеству автодорог.


«На самом деле автодороги класса М (международного значения) и А (республиканского значения) у нас очень высокого уровня. Взять хотя бы трассу «Западная Европа - Западный Китай» - это 8,5 тысячи км отличного автодорожного полотна. Статистику портят дороги местного значения, которые были плохими и во времена Советского Союза. Многие из них действительно нуждаются в ремонте, более того - в ремонте с привлечением инновационных технологий», - рассказал К. Байгутанов.

КОГДА АРТЕРИИ СТАНУТ ЗДОРОВЫМИ

По словам специалиста, в развитых странах мира давно используются новые технологии. «Представьте себе железнодорожное полотно, которое по ряду причин стало «плавать», что грозит сходом поездов с рельс. Или автодорогу, которую подмыло весенним паводком - асфальт лежит, но насыпь подмыта или разжижена. Современные технологии могут решить проблему быстро и качественно - с помощью специального оборудования производятся инъекции бетонно-гравийного раствора, подобно тому, как человеку делают инъекции медикаментами. Необходимо, чтобы в процессе строительства дорог в Казахстане внедрялись такие инновационные технологии - это будет залогом того, что транспортные артерии будут «здоровыми», - говорит К. Байгутанов. 


СПРАВКА 
«В последние годы по программе «Нұрлы жол» мы сформировали инфраструктуру республиканского значения. С 2015 года построено и реконструировано 2 400 км автодорог. Эта работа продолжается, и до 2020 года будет введено ещё 4 600 км дорог. Теперь необходимо системно развивать региональную и городскую инфраструктуру. Для этого в текущем году увеличено финансирование: на дороги местного значения - до 150 миллиардов тенге».
Президент РК Н. Назарбаев в ежегодном Послании народу, 2018 год


В Казахстане новейшие технологии по строительству успешно применяются на нефтегазовых месторождениях, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. И в тяжелейших погодно-климатических условиях инновации проявляют себя с самой лучшей стороны.
«На сегодняшний день мы внедряем по всему миру множество передовых геотехнических решений, которые широко применяются в строительной отрасли, и это не только специальные инъекции, которые жизненно необходимы при строительстве и реконструкции автомобильных и железных дорог. Это также методы улучшения грунтовых оснований, ограждающие конструкции, свайные технологии, анкеры и нагельные системы, постнапряженные бетоны, оборудование и инструменты для мониторинга»,- рассказывает один из ведущих в Казахстане специалистов по инновационному строительству, генеральный директор «Keller Central Asia» Роман Бердигалиев.


На Тенгизе на проекте расширения месторождения компания выполнила 40 тысяч буронабивных и забивных свай. Это классическое решение. Оно знакомо специалистам. А для проекта модернизации действующего завода на Кашагане потребовался уже более продвинутый метод самозабуривания микросвай. Эта технология многие годы широко используется в фундаментостроении по всему миру, однако для Казахстана опыт её применения стал первым. 

ИСПОЛЬЗОВАТЬ МИРОВОЙ ОПЫТ

Буронабивные сваи позволят эффективно укреплять склоны при строительстве дорог, выполнять фундаменты искусственных сооружений. Технологии были успешно использованы в Европе, в частности при строительстве автомагистрали Трстена в Словакии и при укреплении откосов при строительстве железной дороги Коларм в Австрии.
«Сейчас мы проводим боль­шую работу по внедрению новейших технологий в Казахстане. На мой взгляд, люди с государственным мышлением должны понимать, насколько это необходимо, - отмечает Р. Бердигалиев. - Судите сами, насколько важны инновации. Ведь стандартные методы строительства дорог на слабых грунтах позволяют сделать замену только верхнего слоя максимум на 2-3 м, а подстилающее основание остаётся без усиления. Метод виброобмена позволяет при необходимости выполнять преобразование грунтов на глубину до 25 метров и более, в то же время экономить на материалах и выемке грунта и многократно повышать качество строительства».
Ещё одна инновация, о которой рассказал наш собеседник, называется «стена в грунте». Речь идёт о технологии устройства ограждения глубоких котлованов, которая также используется при строительстве объектов инфраструктуры. Метод заключается в устройстве железобетонных конструктивных элементов в глубоких узких траншеях. Таким образом, «стена в грунте» выполняет сразу две ключевые функции - водонепроницаемого ограждения котлована и несущего фундамента возводимого объекта. С помощью этой технологии был построен тоннель под Вислой в польском Гданьске.


«В Европе эти технологии применяются уже давно, но в Казахстане, к сожалению, пока не выработаны стандарты, проектировщики не могут посчитать смету и заложить её в бюджет. Сегодня в этом направлении мы работаем с центром ценообразования АО «КазНИИСА». Надеемся до конца года закончить, и после этого у нас появятся дороги мирового уровня, сделанные очень качественно», - подчеркнул специалист. 

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ