ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ПЕДАГОГА - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА

22:30 12/03/2019

195
Сегодня учитель потерял доверие и уважение, которые имел раньше. Недавно один из ведущих вузов страны - КазНПУ имени Абая - отметил своё 90-летие. В течение всего года на его площадках проводились юбилейные мероприятия.

Прошло множество международных форумов и конференций. Были организованы научные, культурные, спортивные мероприятия. Только на юбилейной декаде присутствовало 70 казахстанских ректоров и свыше 120 иностранных гостей, среди них ректоры вузов, ведущие профессора, представители более сорока университетов мира. С ректором старейшего вуза Балыкбаевым Такиром Оспановичем мы поговорили на самую важную тему современной педагогики  - о статусе учителя в современном обществе.

- Сегодня остро стоит вопрос качества образования - как на уровне школы, так и в высших учебных заведениях. Почему так резко снизился уровень знаний в последнее время? И самое главное - почему упал статус педагога в современном обществе?

- Недавно президент озвучил вопрос о статусе педагога. И на нашей с ним встрече он задал мне его. Он сказал, что наш университет должен быть ведущим при разработке закона о статусе педагога. Мы это обсудили с коллегами. Все согласны, что закон необходим. Да, сегодня учитель, к сожалению, потерял доверие и уважение, которые имел раньше.
И связано это с тем, что школа и учитель перестали быть единственным источником информации, знаний. Это один из самых важных моментов. Мы все знаем, какими учителя были раньше и как народ их уважал. Вот у меня отец проработал учителем всю жизнь. Поэтому я видел, как в обществе относились к учителю.
Сегодня роль учителя как человека, несущего знания, значительно снизилась. Появилось множество других источников информации. В первую очередь - интернет, различные курсы, школы, которые могут дать дополнительные знания. Поэтому учитель перестал быть центром доминирования в подаче информации.
Второй вопрос. Сегодняшние родители - другие. Они очень отличаются от тех, которые были тридцать лет назад. В то время они не всегда могли дать дополнительные знания своим детям. Кому-то знаний не хватало, а если хватало, не было времени. Поэтому учитель в школе закладывал фундаментальные основы. Он был основным и во многом первым источником информации. Сегодня существует множество альтернативных школе способов обучения. Домашнее обучение, например. И, конечно, очень сильно влияют социальные сети. Центр притяжения школы начал ослабевать, и упала роль учителя.

- Как изменилась роль учителя в современной школе?

- Требования к учителям и к школе, как к источнику знаний, у современных родителей значительно повысились. Они хотят получить много. Простую школу сравнивают с частной. Поэтому ведут детей на всякие дополнительные занятия, часто перегружая их. И в этом сравнении появляется неудовлетворённость преподаванием в обыкновенной школе. Что, естественно, отражается на учителе. Если взять школу и роль учителя в общем, то за последние двести лет школа не поменялась. Тот же класс, та же парта и тот же учитель, который отвечает за знания своих учеников. Но поменялась сама жизнь. Появились новые технологии и новая идеология. И роль учителя, соответственно, должна трансформироваться. Но в сознании родителей, бабушек и дедушек, остались прежние ожидания.
И когда мы не получаем от школы ожидаемого, то обвиняем учителя. Как сказал Магжан Жумабаев, если собрались все дети алталаша, то самое почётное место - учителю. Сегодня этого почётного места для учителя нет. Появились новые ориентиры, ценности - как у детей, так и у родителей.
Как ни удивительно, но некоторые профессионалы говорят, что академические знания сегодня не нужны. Главное - иметь навыки, критическое мышление, плюс к этому находить и получать информацию из различных источников. Но профессионализм и академические знания на задний план ещё не ушли и не должны уходить. Человек, имеющий навыки критического мышления, - это ещё не специалист. И не факт, что он им станет.
Много говорят, что школа изжила себя. Есть, например, такие ресурсы, как академия Хана, где якобы можно научиться всему. Это хорошо. Но школа даёт главное - систему знаний. Учитель даёт базовые знания. Учитель закладывает базу всей жизни.

- Творчество всегда позитивно влияло на любой вид человеческой деятельности. В работе учителя есть время для творчества?

- Творчество - это подготовка. Сейчас доступно множество информационных источников, ресурсы, которыми можно пользоваться, огромные технологические возможности. Тот же самый компьютер. Если раньше составить поурочный план было проблемой, то сегодня можно сделать один раз хорошо, а потом его просто видоизменять без особых усилий. Мы перегружаем учителей лишней отчётностью. Министерство сейчас решает этот вопрос. Необходимо избавиться от «старых бумаг». Нужны новые подходы. Это и даст учителям больше времени для творчества. Это для учителя очень важный элемент.

- Как идёт подготовка к трёхъязычному преподаванию? Когда у нас реально будут учиться на трёх языках?

- Сегодня есть такая проблема. Самое простое решение - из школы дети должны выходить со знанием трёх языков. На этапе нашего вуза мы сможем давать знания на трёх языках. Своих преподавателей готовим на английском языке по четырём дисциплинам - физике, химии, информатике и биологии. Но есть проблема. Довузовая подготовка выпускников по английскому языку на сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому приходится тратить время на изучение иностранного языка. Соответственно, это влияет на получение качественных знаний.

- Важная сторона любого обучения - это практика. Насколько это необходимо в современных реалиях?

- Все прекрасно понимают, что сидя за партой, учителем не станешь. Поэтому нужна практика. В нашем вузе есть установочные, педагогические, ознакомительные практики. В общей сложности около десяти недель за весь период обучения. Но время практики мы будем увеличивать. Практическая подготовка - это первый вопрос, которым мы занимаемся.

- В наше стрессовое время возникает необходимость иметь в каждом коллективе штатного психолога. Как вы готовите столь необходимых специалистов?

- Мы готовим специалистов по направлению «педагогика  - психология». Выпускаем достаточно специалистов. Но в современной школе только одна ставка по данному направлению. Поэтому часто наши выпускники не востребованы. Это серьёзная проблема.
Вуз выпускает хороших предметников. С психологами сложнее. Для них нужно больше практики. А в школе боятся допускать практикантов к возникающим проблемам. Если на практике возникают нестандартные ситуации, в большинстве случаев их, так сказать, «берегут». И получается, что когда выпускники приходят в школу и сталкиваются с проблемой, то не справляются. Для психологов нужны постоянные тренинги. Год поработал - летом тренинг. Необходимо создавать ресурсные и тренинговые цент­ры. Должна быть постоянная подготовка. Сегодня студенты недорабатывают. А для психолога важны новые знания.

- Вопрос злободневный не только для нашей страны и не только для нашего времени: почему молодые специалисты не едут в село?

- У нас более 70 процентов студентов - выходцы из села. Но, приехав сюда, они привыкают к городу. А что на селе? Там ни жилья, ни условий, ни денег. А самое главное - нет перс­пектив. Выпускника необходимо заинтересовать. Предоставить жильё на всё время, пока он работает, подъёмные. Надо стимулировать. Есть программа «С дипломом - в село», она хорошая, но надо стимулировать людей более конкретно. А она не решает всех проблем. Вопросы в первую очередь должны решаться на уровне местной власти. Если стимулировать молодого специалиста, то года через три он освоится, привыкнет и останется. Местной власти необходимо решать вопрос так: построили школу - нужно создавать инфраструктуру для учителей. Это проблема и для городских учителей.

- Какие специальности больше всего востребованы сегодня?

- Это, конечно, психология. Очень востребована в последнее время дефектология. И очень большой дефицит учителей, преподающих на русском языке. Сегодня более 70 процентов выпускников школу оканчивают на казахском языке. Поэтому вопрос об учителях для русских школ становится очень важным. Также востребованы специальности, связанные с IT-технологиями. И, так сказать, смежные специальности. Например, география - можно уйти в туристический бизнес. Или преподаватель иностранного языка. При хороших базовых знаниях необязательно идти в школу.