КАК УСЛЫШАТЬ КНИГУ

22:00 12/03/2019

141
Караганда известна своими литературными и музыкальными традициями. Молодой автор Вадим Ким сумел их объединить и выпустил аудиокнигу «стихотерапия», презентация которой состоится в Карагандинском областном музее изобразительного искусства 24 марта.

К книге стихов прилагается диск, на котором автор начитывает свои произведения под авторские композиции экспериментального характера. 

- Вадим, в эпиграфе книги сказано: «Во время записи не пострадало ни одно живое существо». А есть ли существа, которые отнеслись к записи аудиокниги благосклонно? Иными словами, как ваши родные восприняли этот эксперимент?
- Мне очень повезло, мои родители - творческие люди, когда-то вместе играли в театральной студии. Мама - учитель русского языка и литературы, папа пишет японские трёхстишия хайку, играет на гитаре. По большому счёту все творческие ростки и задатки я получил через них. И они на протяжении всей жизни всегда поддерживают мою тягу к творчеству, всегда с интересом следят за тем, что я делаю. И если мне нужна настоящая критика и честное конструктивное мнение, я знаю, что лучше всего обратиться к родителям. Но полноценную реакцию мы увидим после презентации этого эксперимента живьём, мне самому очень любопытно, как воспримут этот опыт родные и близкие.

- Не кажется ли вам, что у нас не хватает площадок для экспериментального творчества? Их нет на телевидении и радио, где царят мейнстрим и официоз, и многим авторам приходится быть запечными сверчками.

- Это так. У нас в Караганде есть несколько организаций и площадок, которые поддерживают творческие инициативы. Например, творческая студия «Твой остров», которая сейчас активно занимается проведением музыкально-поэтических вечеров и печатью современных авторов нашего города, и не только. Именно благодаря бессменным лидерам студии Олегу Русских и Юлии Кургузкиной вышел тираж «Стихотерапии», за что им низкий поклон. Есть площадка областного музея изобразительных искусств, которая открыта для проведения всевозможных творческих мероприятий. Но я бы всё же отметил, что все эти мероприятия и вечера больше традиционного направления. И это, конечно же, очень радует, благодаря этому сегодня в городе сформировалось творческое сообщество. Человеку пишущему есть куда податься, есть где выплеснуть свой импульс и повстречать единомышленников. Другой вопрос в том, что экспериментального творчества как такового всегда будет в разы меньше, чем традиционного. Эксперимент он на то и эксперимент, что часто выходит за рамки привычного представления. Даже сам автор зачастую не знает, какой будет эффект для зрителя и примут ли его. Экспериментатор всегда находится в меньшинстве, но в целом это вполне закономерный процесс, так как те, кому тесны рамки и границы привычного, сами же и выходят из общего круга и оказываются вне фокуса. Поэтому про телевидение и радио и говорить не приходится, это настолько консервативные инстанции, что вряд ли что-то изменится в ближайшее время.

- Ваша книга называется «Стихотерапия». Но если какие-то стихи могут лечить, возможно, есть и такие, которые усиливают недуг. Как их отличить?

- Не будем считать, что есть такие стихи, которые могут поднять больного с постели, и что есть стихи, которые могут нанести кому-то реальный ущерб. Но, на мой взгляд, есть стихи, которые благотворно влияют на настроение и состояние души, которые помогают жить, окрыляют, вдохновляют, может быть, даже не одним содержанием и смыслом, но ещё и красотой гармонии, своей стройностью и мелодией. А есть стихи, которые буквально погружают тебя во мрак, тянут на дно, заливают тоской до края. И разница между этими стихами, возможно, только в одном: как сказано у Пушкина: «…Что чувства добрые я лирой пробуждал…» - в этом для меня самая главная задача любого искусства. Современное искусство вообще во многом движется ровно в противоположном направлении. Есть масса прекрасных стихов на очень тяжёлые темы, отражающие горестные и трагичные обстоятельства и состояния, но если в них есть надежда  - они помогут читателю и не нанесут ему вреда. Отсутствие надежды  - главный, а может, и единственный критерий, по которому я для себя могу выделить стихи, которые скорее вызовут недуг, чем помогут и читателю, и самому автору. 

- Сейчас вы презентуете бумажное издание. Но в конце прошлого года вы выложили ВКонтакте все аудиотреки книги. Не боитесь, что это отрицательно скажется на продажах бумажной версии?

- Не боюсь, потому что и не имею больших притязаний на крупные продажи, о чём свидетельствует довольно скромный тираж. К тому же это не является средством для существования. Если бы я жил на проданные книжки, возможно, поступил бы как-то иначе. Все стихи из «Стихотерапии» всегда были в свободном доступе в интернете, публиковались в разное время по мере написания. Просто я очень люблю книгу как таковую, как вещь - шелест страниц, запах бумаги… И своих любимых авторов предпочитаю покупать или заказывать в переплёте. Интернет - это довольно иллюзорное пространство, там есть всё, но ничего нельзя взять в руки и потрогать, нельзя поставить на полочку; нет никакой гарантии, что находящееся там сегодня завтра не испарится. Это как знаменитый кот Шрёдингера, который одновременно и жив и мёртв  - всё оно вроде есть, а вроде и нет, существует до тех пор, пока открыта вкладка в браузере. Поэтому самая большая радость для меня  - овеществлять творчество в реальном мире, делать его доступным для всех органов чувств, передавать буквально из рук в руки, и эти экземпляры (к каждому сборнику вдобавок идёт диск с аудиоверсией книги) можно воспринимать как подтверждение своего существования в действительности. 

Олег БЕЛОВ