КАЗАХСТАН ТЕРЯЕТ КИНОФЕСТИВАЛЬ

20:56 23/04/2019

15
11-14 апреля в алматинском киноцентре «Арман» проходил десятый традиционный предпрокатный кинофестиваль «Французское кино сегодня».

Популярный киносмотр организован агентством UniFrance и его партнёрами - посольством Франции в РК и Французским альянсом в Алматы при поддержке акимата Алматы. Киноманы южной столицы первыми в Казахстане увидели 6 полнометражных художественных фильмов и программу короткого метра - комедии, драмы, мелодрамы. Большинство режиссёров и актёров представленных фильмов не обладают широкой известностью в Казахстане. Наиболее узнаваемыми были режиссёры Бенуа Жако («Последняя любовь Казановы») и Луи Гаррель, снявший «Честного человека». В роли почётного и единственного гостя алматинского фестиваля выступил режиссёр Жерар Кравчик.

Многими казахстанцами любимы его фильмы «Васаби», 2-й, 3-й и 4-й выпуски «Такси», ремейк «Фанфан-тюльпана». Жерар Кравчик особо выделил комедию «Нежная рука закона» Пьера Сальвадори, принявшую участие в Каннском фестивале: «Мне очень нравится всё, что снимает Сальвадори. В этой картине режиссёр пользовался всеми жанрами, которые есть в кино. Это смешно, трогательно, в картине есть и очень серьёзные темы, затронутые с огромным юмором».

Звезда французского кино Шарлотта Генсбур и Пьер Нине снялись в главных ролях в драме Эрика Барбье «Обещание на рассвете». Фильм создан на основе автобиографического романа Ромена Гари, литературного мистификатора, лётчика, дипломата, выходца из России. В центре повествования редко затрагиваемая в кино тема отношений матери и сына. Фильм «Обещание на рассвете» собрал во Франции 1 млн зрителей. Кинокритика Гульнару Абикееву тронула мелодрама «Новая жизнь Аманды» Микаэля Эрса, действие которой разворачивается на фоне терактов: «История о том, как 24-летний парень после смерти своей сестры вынужден заботиться о 7-летней племяннице. Это совершенно новый подход к рассказу о жизни молодого человека, который до этого был озабочен только своей карьерой и взаимоотношениями с девушками». Фестиваль стартовал показом яркой биографо-исторической костюмной ленты дебютанта Алекси Мишалика «Сирано. Успеть до премьеры». Фильм о том, из какого сора рождаются великие шедевры, уже собрал во Франции 1 млн зрителей. Программа короткого метра включала 8 маленьких картин. «Мы всегда считали, что очень важно показать будущих известных режиссёров. Во Франции большое внимание обращают на образование. 42% всех наших фильмов являются дебютами или вторыми картинами. Так воспроизводится поколение новых режиссёров. Все начинают с короткометражек», - сказал Жоэль Шапрон, вице-директор Unifrance - организации, занимающейся продвижением французского кино за рубежом.

Фестиваль открыл посол Франции в РК Филипп Мартине: «Для меня как француза синема, кинематография - это что-то особенное. Это важная часть нашей культуры, которая объединяет нас как народ. Поэтому крайне важно, чтобы мы могли делиться с вами своими произведениями и своими чувствами. Со своей стороны я сделаю всё, чтобы в следующем году мы снова встретились на одиннадцатом фестивале». В унисон дипломату прозвучало выступление Жоэля Шапрона: «Чем дальше, тем сложнее нам удаётся делать этот фестиваль. Мы не продвигаем коммерческое французское кино, мы коммерчески продвигаем французское кино. Это значит, что ключевым для нас является прокат. Unifrance - это ещё и союз продюсеров или агентов, которые продают фильм. Пока им неинтересен Казахстан, здесь нет менеджеров кино, грамотных руководителей кинотеатров, нет людей, которые могут закупать фильмы. В Unifrance не понимают, зачем я устраиваю фестиваль в РК, где нет закупщиков. Поэтому я думаю, что этот фестиваль последний в этом формате. Но это не значит, что в Казахстан мы больше не приедем». «Наша основная проблема состоит в том, что мы не можем самостоятельно формировать рынок, - считает Бауржан Шукенов, директор киноцентра «Арман». - У нас нет прямой дистрибьюции с французскими производителями. Закупщики кино - это российские дистрибьюторы. Если раньше для проката в РК мы брали картину бесплатно, то сейчас приходится платить достаточно большие деньги. С каждым годом становится сложнее и сложнее. Мы должны сами закупать и технически доводить фильмы, а затем их продавать». Материалы страницы подготовил

Вадим КРАВЦОВ
Фото автора и Олега Белова