КИНОРОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

21:05 23/04/2019

13
В рамках фестиваля «Французское кино сегодня» в киноцентре «Арман» впервые была прочитана лекция вице-директора компании Unifrance Жоэля Шапрона «История советского кино во Франции: 1917-1991».

Ж. Шапрон, считающийся наилучшим знатоком темы, расширил временные рамки повествования о присутствии советского, а затем и постсоветского кинематографа во Франции. В час с небольшим лектор сумел вместить весь богатый на события советско-французский кинороман.

Советское кино пришло во Францию после дипломатического признания СССР в 1924 году. До этого там смотрели русское кино и фильмы, сделанные эмигрантами. Самый первый российский художественный фильм «Ухарь-купец» В. Бочарова, произведённый филиалом французской фирмы «Пате», парижане увидели в 1909 г. После 1917 года во Франции оказалась сильная группа российских кинематографистов, оказавшая значительное влияние на французское кино. Среди них были И. Мозжухин, Я. Протазанов, И. Ярмольев. Россияне становились звёздами французского кино, их фото появлялись на обложках ведущих изданий. Событием стал показ в 1926 г. фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Но на следующий день лента была запрещена цензурой из-за пропаганды коммунистических идей. Запрет был снят лишь в 1953 г. Но «Броненосца», «Мать» В. Пудовкина, другие запрещённые картины желающие смотрели в киноклубах, это не было нарушением закона. Показы «идеологического» советского кино нередко сопровождались бурными дискуссиями, переходящими в потасовки. Интерес к советскому кино утихает к началу 30-х годов, происходит убийство президента Поля Думера в 1932 г. русским эмигрантом. Всё же фильмы из СССР продолжают показывать во Франции, советское кино начинают оценивать не только с идеологической, но и с художественной точки зрения. Во 2-й половине 30-х годов успехом пользовались чисто коммерческие картины, среди которых «Весёлые ребята» и «Цирк» Г. Александрова.

В 1939 году Франция организовывает свой первый международный кинофестиваль в Каннах. Он должен был начаться 1 сентября, но отменяется из-за разразившейся войны. В Канны были отобраны несколько советских фильмов, среди которых «Ленин в 1918 году» М. Ромма. С сентября 1939 года до конца 1944-го французы не видели ни одной советской картины. В декабре 1944-го Шарль де Голль и И. Сталин встретились в Москве. Сразу после этого во Франции вновь появляются советские фильмы, первой была «Радуга» М. Донского. В дальнейшем уровень присутствия советского кино определялся степенью политического доверия между государствами. С появлением «железного занавеса» советские фильмы исчезают с экранов. Если их доля в прокате в 1945 году составляла 8%, то в 1947-м - лишь 1,5. Наибольший успех сопутствовал фильму «Летят журавли» М. Калатозова в 1958 г. - единственной советской ленте, получившей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. За 19 недель проката во Франции фильм собрал 5,5 млн зрителей. С 1959 г. начинаются регулярные Недели французского кино в СССР и советского во Франции. На первой из них демонстрировался и фильм «Ботагоз», созданный на «Казахфильме» Е. Ароном. Заметным был показ в 1966 году «Войны и мира» С. Бондарчука, собравший 1,2 млн зрителей. Далее во французском прокате идёт в основном авторское кино. Политические скандалы сопровождали продвижение фильма А.Тарковского «Андрей Рублёв» в конце 60-х годов. Тогда покупались и шли во французском прокате ленты А. Кончаловского, Н. Михалкова, О. Иоселиани. «Пражская весна» 1968 г. и ещё больше война в Афганистане охладили франко-советские киносвязи, получившие новый импульс в годы перестройки.

 Лекция Жоэля Шапрона закончилась кратким обзором присутствия казахстанского кино во Франции после 1991 г. За 25 лет таких фильмов было 15, грузинских - тоже 15. Российских за это же время вышло 92. Казахстан и Грузия оказались на 2-м месте, они показали фильмов больше, чем какая-либо другая постсоветская страна. «Это всё авторское кино, - отметил Ж. Шапрон. - Мы не смотрим никаких блокбастеров из стран постсоветского пространства с 70-х годов, с «Сибириады». Ж. Шапрон отмечает, что никто не хочет брать на себя финансовые риски по вложению денег в постсоветские блокбастеры. К тому же посольства стран постсоветского пространства, в том числе и Казахстана, не помогают в продвижении и прокате своего национального кино.

 

 

 

 

 

Вадим КРАВЦОВ, фото автора