ИГРА В ОДНИ ВОРОТА

23:59 07/05/2019

211
В Казахстане более 11 тысяч человек нуждаются в компенсации утраченных конечностей

Проблема протезирования в Казахстане упирается в несовершенный подход государственных органов к этой социальной функции, в результате чего граждане, нуждающиеся в протезах, с каждым годом отмечают ухудшающееся качество этой услуги, которая, по сути, отдана на откуп единственной компании - монополисту. 

МОНОПОЛИЯ НА РЫНКЕ

Сами инвалиды избегают публично жаловаться на качество государственных услуг, поскольку зависимы от чиновников управлений из региональных управлений координации занятости и социальных программ. Именно они разыгрывают тендеры между компаниями, оказывающими услуги протезирования. И в последнее время игра всё чаще идёт в одни ворота - победа в конкурсах отдаётся одной и той же компании. 
По статистике 2018 года, в Казахстане проживают 674,2 тысячи лиц с инвалидностью, из них 62% (417,7 тысячи человек) приходится на лиц трудоспособного возраста, 25,4% (171,3 тысячи человек) - лица пенсионного возраста, 12,6% (85,1 тысячи человек) - дети до 18 лет.
Инвалидов, нуждающихся в компенсации утраченных верхних и нижних конечностей, - более 11 тысяч человек, ежегодно треть из них нуждается в протезировании. Более 7 тысяч взрослых и детей имеют проблемы с развитием стопы ног, свыше 13,5 тысячи детей, страдающих ДЦП, ежегодно нуждаются в корсетах, реклинаторах, ортезах, туторах, головодержателях, бандажах и ортопедической обуви.
До 2016 года основная доля услуг по медицинской реабилитации людей с ограниченными возможностями в Казахстане приходилась на монополиста - акционерное общество «Республиканский протезно-ортопедический центр» (РПОЦ). Отметим, что единственным акционером этого АО ранее было правительство. Но в 2018 году в ходе второй волны приватизации их выкупили бизнесмены. На официальном сайте АО, правда, отражена устаревшая информация.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ

В казахстанских СМИ периодически появлялись жалобы на то, что РПОЦ, практически не зная конкуренции, особо не заботился о качестве изготавливаемых медицинских изделий, не соответствовали требуемым нормам и услуги по реабилитации. Кроме того, центр не имел возможности полностью покрывать потребность детей-инвалидов, нуждающихся в ортопедической обуви.
Помимо РПОЦ на рынке услуг по протезированию работают ещё несколько частных компаний. Так, в 1995 году в Усть-Каменогорске появилось ТОО «Восточно-Казахстанский областной протезно-ортопедический центр» (ранее – государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения). До 2017 года этой организации приходилось делить рынок с РПОЦ. Сейчас компания самостоятельно обслуживает свой регион, не оказывая влияния на другие области Казахстана.
В 2013 году в Павлодаре открылось ТОО «ОРТОПРОТ». Из-за слабой производственной мощности по изготовлению протезно-ортопедических и медицинских изделий (до 700 человек в год) и отсутствия больших помещений для реабилитации инвалидов (13 койко-мест) услуги этой компании ограничиваются Павлодаром.
В Туркестанской (ранее - Южно-Казахстанской) области с 2015 года деятельность в сфере протезирования начало общественное объединение инвалидов «Когершин». В их случае также следует отметить слабые производственные мощности по изготовлению протезно-ортопедических и медицинских изделий и отсутствие необходимых лицензий для реабилитации инвалидов. Поэтому объём оказываемых услуг этой организации ограничен Туркестанской областью. 
Наконец, ещё одна организация - ТОО «Medicare IIIC» - начала свою работу на рынке оказания услуг по медицинской реабилитации и обеспечению протезно-ортопедическими и медицинскими изделиями в 2016 году. Примечательно, что у этой компании мощностей хватает на обслуживание нуждающихся по всей республике. Так, по итогам госзакупок 2016 года компанией предоставлены услуги пяти регионам: четырём областям (Алматинская, Акмолинская, Актюбинская, Кызылординская) и городу Алматы.

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ

Специалисты говорят, что тендерная система совершенно не подходит инвалидам, с каждым годом всё чаще жалующимся на ухудшающееся качество услуг и медицинских изделий. Последние годы в тендерах преимущественно побеждает РПОЦ, выигрывающий в основном благодаря демпингу, который не могут себе позволить частные конкуренты, если не хотят терять в качестве предлагаемых протезов.
Так, например, из-за появления на рынке сильного игрока (ТОО «Medicare IIIC») началась «ценовая война», от которой не выигрывают, а проигрывают конечные потребители - инвалиды. Страдает не только качество услуг и самих протезов, поскольку их изготавливают из более дешёвых материалов, но и существенно сокращается весь «сезон» оказания соответствующих услуг. Тендерная «борьба» (отмена и переобъявление тендеров, признание их несостоявшимися из-за множественных формальных поводов) и судебные разбирательства настолько затягивают выбор подрядчиков, что, например, в 2018 году в Кзылординской области к оказанию услуг специалисты смогли приступить только... в сентябре, хотя тендер был выигран компанией «Medicare IIIC» ещё в апреле. Но людям с ограниченными возможностями пришлось ждать решения суда.
Надо, конечно, ещё и понимать, что выполнить весь годовой объём заказа выигравшая тендер компания должна до конца календарного года. Несложно представить, в какой спешке и какого в результате качества оказываются услуги нуждающимся в протезировании людям.

ЗАТЯНУВШИЙСЯ ТЕНДЕР

Так, по нашим данным, несмотря на то, что уже начало мая, в большинстве регионов страны до сих пор нет результатов тендеров. Как нам стало известно, в Жамбылской области управление координации занятости подало в суд на АО «РПОЦ».
Суть разбирательств против РПОЦ заключается в том, что договор с протезным центром заключён после затянувшегося аж до сентября 2018 года госконкурса. Сумма договора составила 103 миллиона тенге, хотя изначально по потребностям инвалидов предполагалось освоить 184 миллиона тенге. Однако услуги и на 103 миллиона тенге не исполнены в полном объёме.
Известно, что недовольны услугами РПОЦ и в Алматинском управлении координации занятости и социальных программ. Нам сообщили, что и в Алматы тендер на оказание услуг по протезированию завершится в мае, а договоры с победителями будут подписаны только в июле.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Эксперты, работающие в этой сфере, приводят пример Германии, Турции, России, где услуги по протезированию, оплачиваемые государством, предоставляются по совершенно иной схеме и инвалид не зависит от управлений по координации занятости, от предпочтений чиновников в выборе компании, которая будет обслуживать регион. В этих государствах человек имеет право самостоятельно выбрать компанию, его обслуживающую, а та после реабилитации выставляет счёт правительству на оказанные услуги. В России эти затраты погашает фонд социального страхования из средств федерального бюджета.
В указанных странах активно развивается отрасль бионических протезов. В Казахстане в существующих условиях о подобном можно лишь мечтать - цена на бионический протез начинается от 3 миллионов тенге. В 2017 году их получили восемь человек, семь из них - по госзаказу. А всё потому, что государственные конкурсные условия предполагают отдавать предпочтение тому, кто предложит меньшую цену - за которую бионическими протезами не обеспечить всех нуждающихся.

КУРС НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ

Более того, согласно правилам предоставления услуг инвалидам на протезирование и реабилитацию, государство оплачивает поездку в соответствующие центры только на поезде (!). Легко представить, каково инвалиду-колясочнику из Актобе добираться до Алматы, поскольку в самой Актюбинской области никаких возможностей для предоставления подобных услуг нет.
Несовершенство тендерной системы закупа услуг по протезированию заключается ещё и в том, что пациент, не зная заранее, какая фирма окажет ему эти услуги, проходит через все круги ада. Вначале хирургическое удаление конечности, причём хирург тоже не знает, под какой протез ему подгонять культи. Затем несчастный шокированный пациент получает направление на реабилитацию, где ему повторно, а то и несколько раз, отрезают «лишнее», подгоняя оставшийся орган под изделие.
В Казахстане в 2019 году взят курс на развитие социальной помощи уязвимым слоям населения. В центре внимания, правда, оказались многодетные малоимущие семьи. Тем не менее оставлять в стороне проблему инвалидов, нуждающихся в качественном и современном протезировании, нельзя, ведь это постепенно нарастающее социальное недовольство может в любой момент прорваться. Полагаем, Министерство труда и социальной защиты РК при новом руководителе Бердибеке Сапарбаеве уделит особое внимание проблеме протезирования за государственный счёт.

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ