КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЯ?

17:35 15/05/2019

173
​Покупка автомобиля – серьезное и ответственное мероприятие. Для того, чтобы «железный друг» радовал, нужно знать несколько параметров.

О том, как выбрать авто, опираясь на научные даннные рассказала Меруерт Ниязбаева, магистрант 2 курса НПМ специальности «оценка» АО «Университет Нархоз» (Казахстан, Алматы).

«Мной рассмотрены самые распространённые методы оценки, качества оценки автомобилей с потребительской точки зрения, их положительные и отрицательные стороны. Из всего многообразия выбраны наиболее удачные и применяемые на практике методики, способные описать и дать оценку потребительским предпочтениям», - рассказывает Меруерт Ниязбаева.

Существует несколько методик оценки качества автомобилей. К сожалению, все их рассмотреть невозможно, так что выделим основные и наиболее интересные из них.

Оценка по показателям качества

«Оценка по показателям качества содержит следующие этапы: постановка цели; выбор аналогов оцениваемого изделия; выбор и иерархическая классификация номенклатуры показателей качества, наиболее полно характеризующих изделие с точки зрения потребителя; объединение значений показателей качества в один интегральный показателей качества в один интегральный показатель; сравнение интегральных показателей аналогов; принятие решений по управлению уровнем качества продукции», - комментирует она.

Проблема оценки качества – это объединение выбранного множества показателей в один числовой показатель. Эта проблема обусловлена тем, то, во-первых, корректное сравнение альтернативных вариантов по одному единственному показателю практически невозможно, во-вторых, на практике очень редко встречаются ситуации, когда все показатели альтернативных вариантов упорядоченно «выстраиваются» в ряд и по ни легко ранжировать сравниваемые изделия.

«Однако, по моему мнению, наиболее перспективным направлением в оценке качества изделий является подход, суть которого заключается в объединении методом радара или профилей множества показателей без взвешивания в интегральный коэффициент качества. Преимущество метода в том, что он нагляден, прост в применении, позволяет непосредственно интегрировать большое количество разноразмерных показателей изделия в одно число. Основной недостаток метода в том, что в нем не учитывается весомость показателей, все показатели принимаются равноценными. Показатели качества сложных изделий могут быть иерархически сгруппированы. Внутри одной группы все показатели могут быть приняты равноценными. Например, в группе весовых показателей длина автомобиля и погрузочная высота не имеют существенных преимуществ друг перед другом. Что касается групповых комплексных показателей, то их целесообразно взвешивать. Например, любой автомобилист скажет, что показатели надежности автомобиля не равноценны показателям его эстетичности», - отмечает исследователь.

Спрос и предложения

Другая методика - Нова-Си (NOVA-C) - одна из форм проверки автомобиля, принятая в мировой практике – аудит нового автомобиля с точки зрения потребителя. Методика включает в себя оценку новых автомобилей на стадии сдачи в сбытовые подразделения, сравнительные тесты с автомобилями других марок. Основные задачи Нова-Си – анализ первоначальной визуальной реакции покупателей при покупке автомобиля, предупреждение возможных замечаний потребителей, определение и решение приоритетных вопросов, связанных с повышением качества продукции. Анализ основывается на результатах контроля качества внутри завода, дорожных тестах, изучении информации от дилеров, мнении потребителей по результатам анкетирования. Аудит направлен на оценку конкурентоспособности автомобилей, определение позиций продукции, как в данном классе машин, так и на рынке в целом. При аудите оцениваются различные параметры автомобиля: дизайн, конструкция, ходовые качества и т.д.

Есть еще методика оценки компании Стратеджик Вижн (Strategic Vision). Оценкой качества автомобилей американская компания занимается с 1995г. Используемая компанией методика оценки достаточно сложна. В ее основе – результаты опроса почти 50 тыс. владельцев, которые приобрели машины в течение первых трех месяцев текущего года. Они делятся своими впечатлениями о процедуре покупки, качестве, проблемах, возникших при эксплуатации, потери при перепродаже и т.п. Все это позволяет рассчитать «индекс ценности» TVI, который и является «интегральной» оценкой автомобиля. Максимально возможное значение индекса ценности TVI составляет 1000.

По методике оценки Джей Ди Пауэр энд Ассоциэйтс (J.D. Power and Associates), опрашиваются владельцы автомобилей (не более трех месяцев), довольны ли они эксплуатацией, оправдались ли ожидания, как они оценивают удобство своих приобретений, довольны ли они дизайном. В общем, каждый из респондентов должен «разложить по полочкам» свой автомобиль по 217 пунктам. В последнем рейтинге участвовали 63,6 тыс. владельцев новых автомобилей.

Лучшие из лучших

Но кроме методик, есть еще и конкурсы на лучший автомобиль. Они, как правило, проводятся в каждой стране. Голосование за лучший автомобиль осуществляется всеми желающими («Автомобиль года») либо специальным жюри, в которое обычно входят журналисты из лучших специализированных изданий. Однако, существуют и глобальные конкурсы, которые оправляют лучший автомобиль года. Самым большим из подобных конкурсов является Всемирный автомобиль года (World Car of the Year).

«Группа экспертов из 48 журналистов, применяя двухэтапный отбор, выявляют наилучший автомобиль в мире. На первом этапе жюри отбирает 10 лучших автомобилей из списка, включающего от 30 до 40 новых серийных автомобилей. При этом учитывается 23 основных параметра: дизайн, вместимость, оснащение, безопасность, ездовые качества, проходимость, цена и др. На втором этапе жюри оценивает отобранные на первом этапе автомобили по пяти параметрам, каждому из которых присваивается коэффициент весомости. Интегральная оценка автомобилей проводится по таким характеристикам, как дизайн, комфорт, управляемость, разгонная динамика и другие, которые отражают их технический уровень и являются самым весомым параметром (40%). Соотношение цена/качество и оценка безопасности автомобиля имеют одинаковый весовой коэффициент (20%). Значимость автомобиля для автопроизводителя и рынка, а также его эмоциональная оценка получают весомость, равную 10%. Оценки по параметрам выставляются по 10-балльной шкале с шагом 0,5 балла. Итоговый балл рассчитывается как сумма всех пяти оценок, умноженных на индивидуальные весовые коэффициенты», - поясняет Меруерт Ниязбаева.

В настоящее время единого числового критерия оценки качества, всесторонне охватывающего все параметры автомобиля по мере его старения; единого набора показателей изделий, используемых для оценки его качества, нет; часто в роли элементов интегрального показателя выступают отношения показателя, а как выбрать этот норматив – остается проблемой; при анализе качества недостаточно осуществляется привязка технических, коммерческих, нормативно-правовых аспектов товара; широко используются субъективные подходы; некоторые методы применимы лишь для реализуемых уже рынке товаров. Можно сделать вывод: универсальных методов, позволяющих объективно оценить качество товаров на этапах их жизненного цикла, нет.

Конечно, главным рыночным критерием оценки качества автомобиля будет служить потребительский спрос на него, однако не стоит недооценивать такие факторы, как отсутствие у конечного потребителя информации о существующем продукте, неразвитость сбытовой сети или некомпетентность конечного продавца. Все это и многое другое может стать решающим фактором при принятии решения покупателем. Таким образом, система оценки качества продукта должна учитывать все стадии, условия и методы производства и продажи конечного продукта. Она должна включать весь комплекс подготовительных мероприятий по качеству при разработке продукта, постановке его на конвейер, подготовке к продажам и конечной дистрибуции. Стоит отметить тот фактор, что для разных стран характерен свой набор потребительских предпочтений при выборе автомобиля, а соответственно, и свои критерии качества. Этим также стоит руководствоваться при разработке метода оценки качества.

Анна ШАПАВАЛОВА