КАК ОЦЕНИТЬ УЩЕРБ ПРИ ДТП?

17:32 15/05/2019

137
Как по-научному оценить стоимость повреждения транспортных средств? Существуют ли какие-то принятые мировые методики? И на каком уровне в РК находится качество оценочной деятельности?

В Казахстане произошел ряд нововведений в законодательство относительно оценочной деятельности: с 1 января 2016 года вступают в действие поправки в законодательство, регулирующее отношение между страховщиками и страхователями в процессе урегулирования оценки вреда имуществу при ДТП. Теперь оценку ущерба будет проводить не независимый оценщик, а непосредственно представитель страховой компании (СК). Это позволит исключить конфликт интересов между СК и независимыми оценщиками. Ранее, 28 января 2016 года, утвердили новые правила определения вреда, причиненного транспортному средству. По словам страхового омбудсмена Республики Казахстан Андрея Копова, разработанные Нацбанком правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству, вступили в силу с 5 апреля. Регламент проведения расчетов, предусмотренных данными правилами, определяет порядок проведения оценки и устанавливает для страховщиков единые правила по осмотру поврежденного транспортного средства, расчета и проведения страховой выплаты, а также право первичной оценки вреда. Также потребитель имеет право не согласиться с отчетом оценщика. В этом случае у потребителя возникает право обратиться к независимой оценочной организации, логично что до того машину ремонтировать или восстанавливать нельзя.

Все эти новшества помогут повысить качество оценочной деятельности в Казахстане, это приводит к развитию рынка оценки транспортных средств в условиях, отличающихся от условий формирования рынка оценки недвижимости, бизнеса и других активов. Это связано с неизбежным повышением уровня автомобилизацией в стране. На сегодняшний день оценка транспортных средств в РК достаточно стабильно развивается, имеет устойчивую тенденцию. Но несмотря на это, данный вопрос является актуальной темой по сей день.

Вообще, оценка автотранспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов. Зачастую, основными причинами повреждения транспортных средств могут являться дорожно-транспортные происшествия, крупные производственные аварии, стихийные бедствия (буря, шторм, ураган, ливень, град, обильный снегопад, землетрясение, сель, обвал, камнепад, оползень, паводок, наводнение и т.п.), провал под лед, взрыв, удар молнии, пожар, а также угон, похищение, умышленное или неумышленное (по неосторожности) повреждение транспортного средства.

Сам процесс определения стоимости поврежденного автотранспорта  включает в себя выполнение ряда основных работ: согласование целей, задач оценки поврежденного автотранспорта и заключение договора; выезд оценщика и визуальный осмотр оцениваемого объекта; проведение интервью и переговоров со специалистами и экспертами; сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки автотранспорта и составление отчета; расчет стоимости объекта оценки в соответствии со стандартами оценки с использованием наиболее приемлемых в данном случае подходов и методов оценки; определение итоговой величины стоимости объекта; представление и обсуждение результатов оценки автотранспорта с заказчиком; подготовка отчета по оценке автотранспорта и передача заказчику.

При оценке поврежденных транспортных средств определяются следующие виды стоимости в месте оценки: стоимость поврежденного транспортного средства в аварийном состоянии на дату повреждения; стоимость поврежденного транспортного средства в неотремонтированном (аварийном) состоянии на дату более позднюю, чем дата повреждения; стоимость поврежденного транспортного средства в отремонтированном состоянии на дату оценки.

Меруерт НИЯЗБАЕВА, магистрант 2 курса НПМ специальности «оценка» АО «Университет Нархоз».