ЦИФРОВОЙ УЧИТЕЛЬ

19:57 15/05/2019

203
Зачем преподавателям нужно быть он-лайн?

Английский язык – это, пожалуй, один из немногих предметов школьной программы, необходимость и значимость которого понимают все – и дети, и их родители. Но не всегда старшее поколение может понять подрастающее. Да и форматы обучения им всё же разные близки. Молодым комфортнее работать «с цифрой», тем же, кто постарше, приятнее и привычнее держать в руках книги. О том, как учителя и их подходы в обучении меняются и переходят в сеть, рассказала преподаватель английского языка Международной школы Алматы Екатерина Щёголева.

- Мир не стоит на месте. В нашу жизнь всё плотнее внедряются цифровые технологии. Это как-то отражается на учебном процессе?

- Есть особая прелесть в цифровизации учебного материала. При наличии съёмного жёсткого диска пропадает необходимость огромного стеллажа с бесчисленным количеством полок. Да, в обиходе электронные книги, куда можно закачивать большой объём материалов. Это удобно. Это даёт возможность использовать материалы тогда, когда есть потребность. Цифровизация облегчает создание и использование своей собственной библиотеки данных. На моём съёмном жёстком диске уже целая коллекция игр, книг по методике, вебинары, фильмы и материалы о предыдущих уроках, фрагменты этапов урока, пересказы, эссе и многое другое, что просто нереально хранить на бумажных носителях. Я могу в любой момент найти, пересмотреть, проанализировать эту информацию.

- Есть ли сложности при работе с цифровыми файлами? Как не потеряться в их многообразии?

- Основная сложность использования оцифрованных данных заключается в наличии гаджетов и электроэнергии. Также весь багаж можно просто потерять вместе с носителем. И самый неприятный момент – это несметное количество программ. Учитель, пользуясь ресурсами интернета, должен владеть программами, которые нужны для просмотра вебинаров, записи подкастов, создания слайдовых презентаций, различных видов демонстративного материала.

- Вы долгое время преподавали офлайн, так сказать, классически. Сейчас перешли в формат онлайн-обучения. Пришлось ли дополнительно доучиваться?

- Да, я вот уже полгода работаю исключительно онлайн. Прошла курсы переподготовки, приняла участие в двух олимпиадах, марафоне Time to speak, онлайн-конференциях, более чем в двадцати различных вебинарах от разных организаций. Хочу отметить, что если есть хорошая гарнитура, то дома в кресле с кружкой чая перенимать опыт коллег намного комфортнее. А использование платформы в процессе обучения экономит время и позволяет потратить его на хорошее настроение до, во время и после урока. Огромное количество сайтов с готовыми упражнениями помогает в отработке всех навыков, полученных от учителя. Есть множество возможностей для самореализации и практики.

- А какова тогда роль учителя? Ведь сейчас всё можно найти в интернете на открытых ресурсах…

- Хорошего учителя можно сравнить с хорошим тренером. Каждый человек может пойти в спортзал или приобрести нужные вещи для тренировок, но при нагрузках и болевых ощущениях появляется рассеянность и возникает желание прекратить работу. Вот тут и нужен тренер, который помогает поставить цель, понимает, как достичь результата, где помочь, где поддержать, а где настоять на своём. Учитель – это тренер в определённой области знаний, который использует своё время для помощи ученику в достижении поставленных целей с максимальной эффективностью. Ни одна программа не сможет заменить учителя.

- Каким должен быть «цифровой учитель»? Какими качествами обладать? Есть ли особенности в коммуникации?

- В первую очередь он должен знать, что в онлайн-режиме на него будут смотреть чаще и видеть, по большому счёту, только верхнюю часть тела. Нельзя забывать о том, что через камеру ученик крупным планом видит лицо своего преподавателя. Не стоит пренебрегать макияжем, важно контролировать собственную мимику. Что касается особенностей, то в принципе вставать и ходить перед камерой можно, но всё же лучше развивать жестикуляцию - например, нелишним будет и демонстрация одобрения поднятым вверх большим пальцем. Простой, понятный и доступный жест. Что касается мимики, то обязательное условие - открытость, доброжелательность, улыбка. Перед камерой уже не получится «сидеть с каменным лицом» - это ещё хоть как-то допустимо, когда идёт урок в классе и учитель находится возле доски, в некотором отдалении от класса. Когда ты находишься под пристальным вниманием одного ученика, то тут уж нужно «держать лицо». Что касается тональности и тембра голоса, то говорить следует чётко и достаточно громко. Важно не только владеть собственным голосом, но и настраивать должным образом технику, гарнитуру. Бывает, что устройство не передаёт тональность голоса, заглушает, создаёт шумы и проблемы. Это недопустимо. Учителю важно уметь разбираться ещё и с технической стороной, быть готовым к форс-мажорам. Например, отключили интернет, идёт перезагрузка, включилась какая-то сторонняя программа. Преподаватель должен понимать принципы работы Skype и аналогичных программ для связи. При возникновении проблемы важно оперативно переподключиться на другой канал связи -  скажем, связаться через WhatsApp. Должна быть высокая мобильность именно в отношении разных средств связи, потому что урок, который ты проводишь, может в любой момент прерваться «по техническим причинам». Тут важно оперативно восстановить связь и довести урок до логического завершения. В этом есть некоторая сложность: когда находишься в одном кабинете с учениками, они «сбежать» не могут до завершения, а когда прерывается связь, то урок, по сути, обрывается, и создаётся неприятное впечатление. Поэтому учитель должен владеть хотя бы на базовом уровне IT-технологиями и «дружить» с техникой или иметь техподдержку, но, как правило, это дольше и сложнее. Важно, чтобы было три канала связи: сотовый телефон, WhatsApp и Skype, а если есть возможность (географически и учитель, и ученик находятся в одном городе), то ещё и стационарный телефон.

- Ученикам же воспринимать информацию тоже приходится несколько в другом режиме…

- Чаще всего ученик, по моему опыту, в первые минуты пристально смотрит на преподавателя, немного пугается, а потом уже его не замечает, то есть любой ученик вовлекается в процесс, начинает выполнять задания. Важно поддерживать постоянный контакт и наладить обратную связь - например, попросить взять тетрадь, выполнить какое-то задание, а после того как работа завершена, сфотографировать и отправить результат. Что касается восприятия, то тут особо ничего не меняется. Единственное - нет такой подвижности, как в классе, когда на уроке присутствует несколько ребят: можно подвигаться, поиграть, попрыгать, походить. В онлайн-формате реб`нок сидит в наушниках, с гарнитурой, смотрит на тебя, но и в этом случае можно попросить его покрутиться перед камерой, попрыгать и организовать интерактивное общение. Допустимо вовлечь в процесс и родителей, попросив их распечатать, скажем, наглядные пособия, а после завершения какого-то задания сфотографировать и отправить результат. При желании можно организовать пространство так, что и ребёнок, и учитель будут работать онлайн, но в привычном офлайн-режиме. Детям намного проще всё же работать онлайн, к тому же многие любят компьютерные игры, и когда такому ребёнку учитель скидывает ссылку на игру (обучающую), то тут можно наблюдать взрыв энтузиазма! Когда урок идёт не по сети, то нужно приложить больше усилий, чтобы вовлечь ученика в процесс. Здесь еще один важный момент: когда ребёнок играет в какую-то игру, то он вовлечён настолько, что забывает, что это задание и урок. В итоге информация усваивается лучше и уровень честности повышается – ученик воспринимает победу как личное достижение, а не как какой-то стандартный урок, начинает хвастаться своими успехами. Здесь несколько меняется и восприятие преподавателя – ученик воспринимает тебя уже не как учителя, а как партнёра по играм. Это очень важно – быть в одной команде.

- Как думаете, в дальнейшем обучение всё больше будет уходить в сеть или возможен некий ренессанс офлайн-учителя?

- Я думаю, что конкуренция тут невозможна в силу того, что компьютер всё-таки негативно влияет на глаза и сидение перед монитором – достаточно серьёзная работа. Для детей предпочтительнее всё же менее агрессивные методы. С другой стороны, дистанционное обучение – более дешёвый вариант. Обычные школы – незаменимы. Онлайн же нужен тогда, когда требуется дополнительное образование, когда ученику или специалисту сложно попасть друг к другу и когда хочется чего-то нового, эксклюзивного. Но обычная школа всё же должна остаться. Когда с учеником работа ведётся индивидуально, то его легче прочувствовать, понять его состояние. Но учеников всё же значительно больше, чем учителей, и для каждого ребёнка найти своего учителя невозможно. У любого специалиста есть свой «лимит» - например, 200 уроков в месяц. Когда обучение ведётся в группе, то за один урок информацию получают сразу 30 человек. При индивидуальном подходе только один получит знания, остальные 29 – нет. Я не думаю, что все будут в какой-то момент заниматься онлайн.

Анна ШАПОВАЛОВА