Дырявые ворота в город

13:01 24/05/2019

233
Значительная часть пригородных перевозок ушла в тень

Подходы к автовокзалу «Саяхат», а вернее к тому, что от него осталось, напоминают птичий базар. «Чилик, Чилик», - разносится по округе, а слышится «чирик-чирик». «Талгар, Талгар», – раздаётся в ответ, но слышится «кар-кар». И ты понимаешь, что эти крики – неотъемлемая часть жестокой конкурентной борьбы, без которой обитатели этого птичьего транспортного базара выжить не смогут.

В последние годы в некоторых казахстанских городах вскрывали капсулы с посланиями из Советского Союза, заложенными 40, 50 лет назад. Наши предшественники были уверены, что мы бороздим просторы космоса, развиваем науку и культуру, пользуемся фантастическими видами транспорта, построили коммунизм. Если же взглянуть на изменения в нашей стране, очень многое бы удивило тех, кто писал эти письма в 21 век.

У Алматы, самого большого города Казахстана, есть поводы для гордости. Здесь провели Азиаду и Универсиаду, построили метро, комплекс трамплинов и самую большую в Центральной Азии спортивную арену. Правда, метро к ним так и не подвели. Само метро получилось красивым, хотя и побило рекорды по долгострою и теперь претендует на то, чтобы стать самым медленно развивающимся в мире. С момента запуска в 2012 году было построено всего две станции. Поэтому в Алматы можно жить на конечной станции метро и одновременно в центре города.

Возможно, наши предшественники не поверили бы, что в нашем городе самые большие развязки в стране и одновременно самые большие пробки. Удивили бы их небоскребы, которые построены в верхней части мегаполиса, и поэтому они  тормозят горный бриз, в то время, как город задыхается в смоге, потому что он отапливается низкокачественным углем, как и полвека назад. Возможно бы, их порадовали новые пешеходные улицы, но наверняка удивила бы нещадная обрезка и вырубка деревьев, а также маленькие остановки, не способные защитить от осадков и солнца, деградация арычной сети, превращающая наклонный город в Венецию во время ливней.

Они наверняка бы не поверили, что ликвидированы многие крупные предприятия, включая АДК, АХБК, что на месте снесенных кинотеатров «Алатау» и «Байконур» построены рестораны американского фастфуда, что в основном современных кинотеатрах крутятся голливудские фильмы, а большая часть кинотеатров расположена в огромных торговых центрах, в которых торгуют в основном импортными товарами.

И все-таки одно из самых больших разочарований постигло бы наших предшественников, если бы они узнали, что теперь расположено на месте автовокзала «Саяхат».

Автовокзал-изгой

 

В 1967 году, когда Советский Союз отмечал 50-летие Октябрьской революции, жители Алма-Аты и ее пригородов получили в подарок роскошный автовокзал с башенными часами. Он включал просторный зал ожидания, справочную, комнату матери и ребенка, камеру хранения, кафе. Однако через 40 лет в 2007 году добротное здание с отреставрированным декором было решено снести.

У городских властей в то время были проекты выноса обоих автовокзалов к границе города. На пересечении проспектов Райымбека и Суюнбая решили построить трёхуровневую развязку. Для этой цели автовокзал «Саяхат» сравняли с землёй. Однако в процессе строительства проект развязки изменили, выбрали бюджетную версию с подземным проездом. Самое абсурдное, что новый транспортный узел никак не касался территории автовокзала. В итоге получилась самая нерациональная развязка в мире, единственная, количество светофоров на которой после строительства возросло в два раза. Подземный пешеходный переход исчез, и людям теперь приходится пользоваться наземными переходами с двумя светофорами в каждом направлении. Они каждый день обрастают стихийными торговыми рядами, на перекрестке паркуются бомбилы, иногда в два ряда, и всё это превращает переход в настоящую полосу препятствий. 

На месте автовокзала образовался огромный пустырь. Ниже его построили как казалось, временную автостанцию, ведь планировался перенос автовокзала. Но он так и не состоялся и вот уже 12 лет жители пригородов вынуждены пользоваться упрощёнными транспортными услугами, которые не идут ни в какое сравнение с прежним уровнем. Рейсы автобусов объявляются очень редко, явное расписание отсутствует, билеты на большинстве маршрутов не продаются в кассе - водители принимают деньги в салоне, автопарки стали частными и используют в основном старые микроавтобусы, многим более 20 лет. В том числе старые «Газели», в которых нет мест для багажа и две трети сидений ориентированы не по ходу движения. Значительная часть микроавтобусов вообще не заезжает на автовокзал, а собирает пассажиров на ближайших улицах. Это прежде всего направления в Талгар, Чилик, Жетыген, что создаёт заторы и аварийные ситуации на и без того нерациональной развязке.

Положение усугубляется тем, что к новому «Саяхату» не подходит ни одного городского автобуса. До ближайших остановок от автовокзала-изгоя около полукилометра. В итоге значительная часть пригородных перевозок осуществляется неофициально. Государство теряет средства оттого, что перевозки уходят в тень, а город получает огромные потоки частных автомобилей, которые усугубляют и без того напряженный трафик на дорогах.  

Базарный перекрёсток

 

Компания, которой принадлежит земельный участок на месте снесённого автовокзала планировала построить автомолл с многоярусной парковкой. С 2008 по 2010 было выкуплено более 4 га земельных участков из запланированных пяти. Но затем с выкупом наступил ступор, начался экономический спад и проект затормозился. В сентябре 2009 года было принято решение об открытии временной ярмарки до начала строительства по целевому назначению. В прошлом году после ревизии состояния автовокзалов в рамках программы «100 шагов по развитию туризма» временный рынок на «Саяхате» был закрыт. И теперь на месте бывшего автовокзала снова пусто.

Мы направили запрос в акимат, чтобы узнать судьбу этого места. Вот какой ответ мы получили:

«На данный момент автостанция «Саяхат» действует и осуществляет пригородные сообщения. Территория снесенного не санкционированного рынка не является территории автостанции, так как территория является частной собственностью. Руководством города и представителями собственника данного участка проводятся переговоры на тему обустройства и строительства инфраструктуры на месте бывшей автостанции «Саяхат».

 

Найди 10 различий

Всё познаётся в сравнении. Мы решили сравнить стиль работы автовокзала в наши дни и 30 лет назад.

 

 

 

«Саяхат» 1989 год

«Саяхат» 2019 год

Узнаваемое высокое здание с часовой башней, у которой было удобно назначать встречи.

Безликая одноэтажная постройка, незаметная с улицы.

Работал круглосуточно.

Закрывается на ночь.

Рядом с автовокзалом были расположены автобусные остановки. К тем, что были на противоположных сторонах улиц, вели подземные переходы.

Рядом с автовокзалом не осталось ни одной остановки. До ближайших из них около полукилометра. Чтобы дойти до остановок на противоположной стороне улиц, нужно преодолеть наземный переход с двумя светофорами.

Билеты на все направления можно было купить заранее.

Билеты заранее приобрести невозможно. На большинство направлений их вообще не существует – водитель просто собирает деньги с пассажиров при посадке.

Обслуживал все пригородные маршруты в северном и восточном направлениях.

Обслуживает около половины маршрутов в северном и восточном направлениях. Большая часть автобусов и маршруток в Талгар, Чилик, Жетыген отходит с ближайших улиц, минуя автовокзал.

Большую часть автопарка составляли крупные новые автобусы «Икарус», «Лиаз» с мягкими откидными сиденьями.

Основную часть автопарка составляют микроавтобусы, многие из которых были произведены в прошлом веке. В их числе старая модель «Газели», в которой из 15 лишь пять мест ориентированы по ходу движения.

Отъезд каждого маршрута предварялся сообщением из радиорубки.

Радиосообщения используются крайне редко. Их чаще заменяют выкрики посадчиков.

На площадке каждого маршрута и в зале ожидания были расписания. Водители автобусов строго его соблюдали. На посадку подавались заправленные горючим автобусы. 

Найти расписание маршрутов очень сложно. Лишь некоторые имеют расписание на клочках бумаги у кассы. Многие автобусы отъезжают не по времени, а по мере заполнения салона.

Обычно автобусы заезжают на заправку уже с пассажирами по ходу следования.

Заезд на территорию автовокзала частных такси был запрещён.

На территории есть стоянка для частных такси, которые обслуживают пригородные маршруты.

Туалет на автовокзале был бесплатным.

Туалет только платный.

 

Скоростные табуретки

 

Мир стоит на пороге революционных изменений в транспорте. Уже разработаны модели бюджетных электрокаров, беспилотных автомобилей, аэротакси. К счастью, Казахстан с его огромными расстояниями не остаётся в стороне. В Алматинской области успешно реализуется внедрение скоростных табуреток. Уже сегодня они достигают скорости 110 км в час и обслуживают пригородные направления. Пассажиров, которые используют этот необычный дивайс, называют табуреттерами.  

Внешне это обычные деревянные табуретки. Высокой скорости они достигают благодаря тому, что их устанавливают в проходах переполненных микроавтобусов в качестве дополнительных мест. Чаще всего их используют на маршруте Алматы - Капчагай, где бетонная скоростная трасса позволяет ощутить все радости быстрой и комфортной езды. Возможно, это связано ещё и с тем, что Капчагай, несмотря на повышение налогов на казино, остаётся крупнейшим игорным центром Казахстана. Поэтому инновации на транспорте появляются прежде всего на трассе, где курсируют состоятельные игроки.

К дополнительным преимуществам скоростной табуретки относится то, что на неё не нужно покупать билет, можно расплатиться наличными тут же в салоне. В отличие от стационарных мест пассажир может ориентировать табурет по своему усмотрению. Обычно в пакет использования этого универсального скоростного сидения входят три сеанса пассивного курения. Опытный водитель с равномерными интервалами во время маршрута выкуривает три недорогие сигареты, которые наполняют салон мягким обвалакивающим ароматом. Это позволяет курящим пассажирам легко переносить время в пути. При этом табуреттер во время сеанса пассивного курения может передвинуть свой дивайс ближе к водителю, чтобы насладиться более сильной концентрацией табачного аромата.

Население Алматы стремительно растёт. Пригородные поезда в Капчагай отменены в прошлом году. В этих условиях у пассажиров, использующих автовокзал «Саяхат», есть явное преимущество. Вызывая зависть у Илона Маска, они уже сегодня имеют шанс прокатиться на скоростной табуретке в казахстанский Лас-Вегас прежде, чем эта инновация будет внедрена на других направлениях. Но здесь существует очень важное правило. Получить звание табуреттера может лишь тот, кто сумеет проникнуть в салон маршрутки после того, когда все места уже заняты. И это превращает поездку на скоростном таубурете в незабываемое приключение.

 

Олег БЕЛОВ, фото автора