Феномен фильма «Айка»

17:55 28/05/2019

54
Сколько наград получила драма Сергея Дворцевого.

После получения гран-при за главную женскую роль на 71 Каннском фестивале, фильм « Айка» был удостоен следующих наград: 10 ноября 2018 г., Международный фестиваль в Котбусе, Германия, гран-при за лучший фильм, приз жюри фестиваля; 26 ноября 2018 г., Токийский фестиваль «Filmex», Япония, гран-при за лучший фильм; в феврале 2019 года вошёл в шорт-лист премии Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»; март 2019, Азиатская киноакадемия «Asian Film Award Academy», приз «Лучшая актриса Азии» присуждён Самал Еслямовой. В России картина вышла в прокат 14 февраля этого года. В США, ведущий онлайн-ресурс фильмов и телешоу «Rotten tomatoes» оценил его на 86% стоящим для просмотра. Как написала голивудский репортёр Лесли Велперин: «Сергей Дворцевой заслуживает похвал, создав ленту, в которой показывает женщину, способную на всё для выживания, не боясь, что её решения могут показать её с неприглядной стороны».

Социальная драма «Айка» никого не оставит равнодушным. Реакция зрителей разная, но цель настоящего кино заставить задуматься и размышлять. В этом фильме нет гламура, природных ландшафтов, есть только правда о жизни. Айка настолько реалистична, что становится узнаваемой. Это персонаж, который характеризует огромный слой людей, которые ради родных вынуждены на скитания в поисках средств для существования семьи. Имя Айка с талантливой подачи режиссёра Сергея Дворцевого, возможно, станет лицом нарицательным. Лицом которое неприметно в собственной стране и которое вынужденно в таких условиях забыть о самых важных человеческих потребностях.

На протяжении всего фильма идёт снег, нелегальным мигрантам из солнечной Киргизии тяжело не только климатически, морально - контакты с родными только по телефону, но и физически - выполнение самой трудной и грязной работы за которую никто не берётся. Заработанных денег хватает только на то, чтобы отправить большую часть родным, и на проживание в подвалах и чердаках.

Снег, снова снег, - аномальное количество осадков. Жизнь на фоне постоянно падающего снега как режиссёрская задумка, чтобы показать насколько неуютно, холодно, одиноко, не говоря о страхе быть пойманным, избитым, и депортированным. Героиня фильма сбегает из роддома, оставив новорожденного ребёнка. У неё нет уверенности в завтрашнем дне, она еле справляется со своими обязанностями сейчас. Как в таких условиях заботится о ребёнке? И бредёт Айка по заснеженной Москве, превозмогая боль и отчаяние в поисках работы. Возникает вопрос, а тогда зачем нужен был ребёнок?

Только к концу фильма становится известно, что ребёнок - результат насилия над ней и сразу становится понятен психологистический аспект поступка Айки. В её жизни многое было решено за неё, она просто обречена нести свою ношу. Она стойко пытается справиться с тяжелым трудом, неустроенностью. Она пытается выживать, когда невозможно выйти из этого замкнутого круга. Она живет по правилам этого круга. До тех пор, пока она не возвращается к ребёнку и не прикладывает его к груди. Точка.

Новый отсчёт - все продиктованные повседневной жизнью установки отходят на второй план, важным становится главное - материнство. Момент кормления, как момент истины. Все сдерживаемые человеческие чувства вырываются на волю. Она уже не в состоянии умещаться в существующие рамки бытия. Главная героиня в процессе всего перерождается, как бабочка вырывается из кокона бытия. Не было в её жизни красоты и любви, но теперь она сама - красота и любовь.

Этот фильм относится к категории «важно посмотреть, задуматься». Хотя бы для того, чтобы, увидев в своей жизни «Айку», не пройти мимо.

Нургуль ЖУНУСОВА