Когда закончится запаркинг

18:28 11/06/2019

90
В Алматы продолжают ликвидировать гаражи и автостоянки.

Крупнейший город Казахстана накрыла волна реконструкций. И казалось бы, в этом нет ничего плохого. Развиваются пешеходные зоны, активно укладывается брусчатка, идёт благоустройство. Однако, судя по письмам и звонкам наших читателей, мнение горожан при выборе приоритетов в работе городских служб не всегда учитывается. А ведь в эпоху социальных сетей выяснить народное мнение не составляет труда. Если бы такие исследования проводились, то наверняка выяснилось бы, что алматинцев прежде всего волнуют проблемы городского смога, уничтожения деревьев, деградации ливневой канализации. Вряд ли кто-то из жителей города поддержал бы исчезновение газетных киосков и недорогих овощных лавок. И, конечно же, в числе главных был бы вопрос с парковкой.

Стихийная парковка перекрывает проход вдоль улицы Желтоксан (угол ул. Казыбек би).

Несмотря на то, что количество автомобилей с каждым годом стремительно растёт, происходит уничтожение традиционных автостоянок и гаражей в жилых кварталах. К примеру, была ликвидирована стоянка на пересечении улиц Ауэзова и Карасай-батыра, на её месте возвели бизнес-центр. В 2017 году разгорелся громкий скандал в связи со сносом стоянки на 400 мест в микрорайоне «Орбита». Причём горожане сами на свои средства построили эту стоянку около 30 лет назад, на месте прежнего русла реки укрепили берег. Несмотря на активные протесты, стоянка была снесена, и на её месте началось строительство многоэтажного дома. Близость реки и неустойчивость грунта не испугали застройщиков. Такое ощущение, что силы, которая могла бы остановить строительные компании, не существует. Автостоянки - лёгкая добыча, и их ликвидация вытесняет на улицы и дворы автомобили, которые привлекают автоворов.

Нередко жертвами воров становятся и знаковые персоны. Достаточно вспомнить печальное дежа-вю этого года, когда в Алматы сняли автомобильные зеркала у олимпийского чемпиона по плаванию Дмитрия Баландина. Автомобили занимают все свободные места во дворах. Люди ставят импровизированные заграждения, чтобы защитить своё парковочное место. Есть ли решение этой проблемы? Мы попросили дать свой комментарий алматинского архитектора Юрия Щеглова, члена Союза архитекторов СССР и РК. Он участвовал в создании многих городских объектов в Алматы, Усть-Каменогорске, Актау.

- Чем больше город, тем больше проблем приходится решать его руководству. Но у любой городской проблемы есть решение. Это вопрос управления и компетенции. Парковочная проблема в Алматы - в числе самых острых. Но усилий, направленных на её решение, на мой взгляд, недостаточно. Судьба автовладельцев, похоже, никого не волнует. При ликвидации автостоянок и гаражей они не получают ни компенсаций, ни альтернативных мест для парковки. В итоге вынуждены парковать машину где придётся, чаще всего во дворах либо вдоль улиц. Причём раньше был возможен способ парковки «ёлочкой» - когда автомобили располагались под углом к проезжей части. Это позволяло разместить значительное число автомобилей. Сейчас разрешено парковать машины лишь вдоль дороги, что существенно сократило количество парковочных мест.

Новые жилые комплексы строят, как правило, с подземными парковками. Стоимость места в них может достигать 15 тысяч долларов. Это соразмерно стоимости автомобиля или однокомнатной квартиры. Но большая часть горожан живёт в старых домах, не обеспеченных достаточным количеством парковочных мест. Призыв продавать автомобиль и ездить на общественном транспорте был бы уместен, если бы в городе существовала сеть предсказуемого и комфортного общественного транспорта. Важно учитывать и права инвалидов, для которых автомобиль - зачастую единственный способ перемещения.

В этом году с особой силой разгорелась борьба с дворовыми гаражами. В рамках программы по благоустройству дворов большая часть гаражей ликвидируется. Компенсаций и альтернативных мест владельцам гаражей не предоставляется. Тут же появляются предприимчивые торговцы металлоломом, готовые за небольшую сумму приобрести гараж и разрезать его на части.

Есть ли решение у парковочной проблемы? Как архитектор заявляю: есть.

Прежде всего необходимо объявить мораторий на снос автостоянок и гаражей. Это только усугубляет проблему. Я считаю, что в условиях острого дефицита мест для стоянки нужно в жилых районах вдоль улиц вновь разрешить парковку «ёлочкой». Необходимо срочно привлечь специалистов по городской инфраструктуре и разработать программу по созданию бюджетных парковок. Это могут быть многоуровневые, галерейные, вертикальные, автоматизированные и другие парковки. После создания эскизных проектов следует провести общественные слушания и выбрать варианты, наиболее удобные и доступные для горожан. Очень важно не замалчивать эту проблему. Достаточно взглянуть на любой двор в ночное время, чтобы понять, что город находится в состоянии парковочного коллапса и решение этой проблемы должно стать обязательной частью работы городских служб.

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора и Владимира БАТЕНЁВА

 

ТРИБУНА ЛЮДУ

МНОГОУРОВНЕВАЯ ПРОБЛЕМА

Александр Ковшерев: У парковочной проблемы выход есть - продать автомобиль.

Александр Зюбин: Во всех районах города есть пустующие площадки и старые аварийные дома, приготовленные под снос. Если на этих участках строить не очередные супермаркеты и развлекательные центры, а многоуровневые парковки со спиральным кольцевым заездом и спуском, то можно решить проблему. Если найдутся деньги, то можно строить и более дорогие автоматизированные парковки. Машина ставится на движущуюся платформу, хозяин авто получает от оператора многоуровневой парковки жетон и отправляется по своим делам. При предъявлении жетона оператор выдаёт машину владельцу. Такие парковки занимают мало места и очень эффективны.

Нурлан Даулетбаев: Выход один - всем на общественный транспорт.

Кирилл Жижимонтов: В городе настолько плотная застройка, что эту проблему не решить. Или нужно строить гаражные кооперативы за городской чертой. Вопрос могли бы частично решить многоуровневые парковки, но где взять землю под застройку. Акимат не предоставит бесплатно землю или согласится построить за свои деньги, хотя это доход в казну города, но без сиюминутной отдачи. Если городские власти не будут жадничать, то найти решение возможно.

Daniel Leuchtender: Я считаю, что дворы - это не место для парковок. Дворы должны быть как мини-скверы с газонами, полисадниками, беседками, с поющими птицами на деревьях.

Costa Mikhulo: Почему все решили, что при покупке машины обязательно выдаётся кусок земли под окном? Конечно, при ликвидации гаражей и стоянок нужны альтернативы. Но они мало выгодны, пока машину можно бросить где угодно.

Сергей Неверович: Так как многоуровневый паркинг дорогой для большинства, проблема не решится.

Саги Ахтанов: Нужно убрать все платные парковки, это общественное место, пусть строят спец.парковки. Необходимо убрать все жёлтые линии запрета и сделать карманы для парковки «елочкой». Мест вдоль улицы хватает, если по уму.

Александр Бехтеев: Машины надо ставить на крышах!

Валентина Корнеева: Дворы - не место для парковок. Изыщите средства для стройки многоуровневых парковок.

Тахир Такабаев: Дефицит парковочных мест создан искусственно ради прибылей частного монополиста. Снос гаражей и появление пустых пятачков ничего не даст. На них акимат сразу даст согласие на застройку. Будет еще хуже. При покупке автомобиля акимат не предупреждает о необходимости иметь парковку. В Гонконге, например, нельзя купить автомобиль, не имея парковочного места. Машин на тысячу горожан у нас меньше чем в Болгарии и на Кипре, где пробок нет. То есть пробки у нас от бездарной организации движения. В общем, пока не исследуют схемы воровства, проблема не решится.