УСТОЙЧИВОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ

00:20 26/06/2019

174
Новые тренды образования обсудили на форуме в Алматы. Совсем не случайно некоторые страны, даже не имея значительных природных ресурсов, неожиданно совершают стремительный скачок в своём развитии.

Просто они понимают: главный ресурс – это человек и его знания. На прошлой неделе в Алматы состоялся Первый международный форум «Современные тренды педагогического образования». Его организовал старейший вуз страны – Казахский национальный педагогический университет им. Абая при поддержке Министерства образования и науки РК. 
Новое время диктует новые требования к учителям и преподавателям. В своём приветствии форуму ректор КазНПУ им. Абая Такир Балыкбаев сказал: «Современная образовательная система должна быть открытой. Необходимо учитывать мнения всех субъектов образовательного процесса. Наш основной тренд сегодня - это цифровая революция, которая порождает новые задачи и затрагивает образование с двух позиций - рынка труда и необходимости внутренней перестройки. Будущие педагоги нуждаются в новых цифровых компетенциях, креативных элементах, в обучении принятию решений, коммуникации и кооперации. Ведь через 5-7 лет учитель не будет знать, выполнил задачу ученик или его смартфон, который сможет решить задачу с доказательствами и даже написать эссе».

В работе форума, который включал выступления, круглые столы, семинары, приняли участие представители ведущих университетов и образовательных организаций из США, Великобритании, России, Японии, Китая и многих других стран. Участники говорили о том, что учитель новой школы должен быть духовно развитой личностью, готовой к инновациям и саморазвитию. Современному обществу не нужен учитель в качестве ретранслятора информации. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи. 
Современная система образования Казахстана постепенно интегрируется в мировое образовательное пространство. Необходимо совершенствовать предпринимательские и цифровые навыки педагогов, развивать инклюзивное образование. Цель форума - распространение ведущих инновационных технологий, способствующих обновлению содержания образовательного процесса. 
Особое внимание на форуме было уделено образованию в целях устойчивого развития (ОУР). Такое развитие не может быть обеспечено исключительно с помощью технологий, политического регулирования или финансовых механизмов. Людям необходимо изменить образ мышления и поведение. Для этого в первую очередь требуется обеспечить качественное образование и обучение в целях устойчивого развития на всех уровнях и независимо от социальных условий. Образование в целях устойчивого развития призвано помочь нам найти конструктивные и творческие решения для настоящих и будущих глобальных проблем и повысить устойчивость и жизнеспособность общества.
ЮНЕСКО всемирно признана ведущим учреждением в области ОУР. В мире проживает около 7 миллиардов человек, однако природные ресурсы ограничены. В этих условиях людям необходимо научиться жить вместе и принимать осознанные, ответственные решения, основанные на понимании того, что действия, совершаемые нами здесь и сейчас, могут воздействовать на жизнь и деятельность людей в других частях света и будущих поколений.

О чём говорили специалисты

Мейргуль Алпысбаева, национальный специалист по программе образования кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы: 


«При обучении нужно развивать транссоциальные компетенции, необходимые в XXI веке. Они развиваются у учащихся через действия на основе опыта. Это требует не только трансформации методики преподавания, но и изменений в системе подготовки будущих учителей. Поэтому учителя и преподаватели стоят в центре задач устойчивого развития. К 2030 году необходимо увеличить количество квалифицированных учителей, в том числе благодаря международному сотрудничеству. В 2017 году ЮНЕСКО реализовала проект «Устойчивость начинается с учителей Центральной Азии», в рамках которого были обучены педагоги более чем 30 образовательных учреждений, в том числе преподаватели КазНПУ им. Абая».

Хироки Фуджи, директор центра продвижения ОУР университета Окаямы, Япония:


 «С 2005 года ЮНЕСКО занимается инициативами по продвижению устойчивого развития в образовании. Мы назвали первое десятилетие нашей деятельности декадой устойчивого развития. В 2014 году в Окаяме была проведена конференция, посвящённая окончанию декады. После этого мы разработали глобальный план действий. И в этом году наш план завершит свою работу. Поэтому важно обсудить достигнутые результаты. Вместе с нашим университетом ещё и университет в Торонто является сопредседателем глобального плана действий. 
Международное сотрудничество  помогает продвижению устойчивого развития в образовании. В Японии ситуация следующая. Первоначально у нас около 1000 школ, ассоциированных с ЮНЕСКО. Они помогли нам в продвижении мира после Второй мировой войны. И теперь их сеть расширяется. В настоящее время их насчитывается около 10 000. Мы поддерживаем 24 университета, чтобы они сотрудничали с этими школами. Некоторые педагоги понимали, что такое устойчивое развитие. Но есть и такие, с которыми нашим преподавателям приходится работать, чтобы объяснить цели обучения с принципами устойчивого развития. 
Мы осуществили проект в Тихоокеанском регионе. Создали центр для продвижения педагогического образования, разработали системы. Одна из целей - повышение качества образования. В 2030 году мы должны достигнуть успеха на всех уровнях образовательной системы - в детских садах, в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях. В рамках глобального плана действий в этом году мы работали над несколькими приоритетами. Один из них - продвижение устойчивого развития в школах, а также в вопросах подготовки педагогов. 
Одна из программ включает разработку методики обучения для педагогов. Мы изучаем планирование уроков. Первая область нашего внимания - как можно облегчить процесс обучения. Вторая область - это способность сотрудничать, взаимодействовать с общественностью. У нас много общественных центров, на их базе осуществляется социально-ориентированное образование. В такие центры могут приходить все и участвовать в этом процессе». 

Отдельно о финском подходе

Яакко Скантси, ведущий эксперт Edu, Cluster Finland: 


«Особенность образовательной системы Финляндии в том, что в ней нет тупиков. Неважно, какую дорогу выберет обучающийся, он может завершить свой путь в любом месте. Если вы начинаете с профтехучилища, вы можете после этого перейти в университет, изучить инженерное дело. После этого вы можете даже получить докторскую степень PHD. И это один из основных моментов, который произошёл во время реформ 70-х годов. 
Наша страна малочисленная - население всего 5,5 млн человек. Но мы верим в то, что Финляндия останется конкурентноспособной страной. А для этого абсолютно каждый гражданин Финляндии должен иметь возможность заниматься своим непрерывным образованием. В школьном образовании важно, как готовятся педагогические кадры и как усваивается материал. С начала 80-х годов было выдвинуто требование, чтобы все педагоги Финляндии имели магистерскую степень. Все университеты сконцентрированы на научной работе. Повышение квалификации происходит ежегодно. Я даже считаю, что должны даваться ещё большие объёмы такого обучения. На данный момент 60 дней в году педагоги обязаны обучаться. 
Если раньше работа педагога была престижной во многих странах, то теперь это не так. Однако в Финляндии сохраняется высокий статус педагога. За последнее время в мой университет было набрано около 100 студентов на педагогические специальности. А заявок было 2100. Это отличает Финляндию от многих других стран. То есть у нас конкурс на обучение по специальности преподавателя так же высок, как и на специальность юриста. 
Главной целью на протяжении последних 20 лет в Финляндии является процветание учащихся. То есть мы не ставим целью достижения высоких академических результатов. Для нас важнее психологическая уравновешенность студентов. Если достигнуть этой цели, то академические результаты придут сами собой, а не наоборот. На наших педагогических факультетах на очень высоком уровне интегрированы теория и практика. Мы долгое время придерживались стандартизированного тестирования и считали, что главная цель - это достижение высоких академических результатов. А потом удивлялись, почему ситуация в образовании не улучшается. 
Нужно сделать так, чтобы ваши абитуриенты стали лучшими выпускниками. Педагогика не должна быть такой дисциплиной, на которую идут те, кто никуда больше не смог поступить. Если взять финский контекст, вы можете увидеть, как высоко оценивают работу педагогов в нашей стране. Для этого у вас должен произойти сдвиг парадигмы. То есть нужно не требовать что-то от учителей, педагогов. А именно это было трендом последних лет. Считалось, что если обучение даёт плохие результаты, то нужно надавить на учителей. Но я уверен, что здесь должны сотрудничать все заинтересованные стороны. И родители, и руководство учебных заведений, и педагоги должны объединить свои усилия для достижения общих целей. Именно это и стало ключевым моментом в концепции финского образования. 


Олжас АКБАЕВ
Фото автора и из архива форума