ОТ АЛМАТЫ ДО БРИТАНСКИХ МОРЕЙ

11:50 10/07/2019

10
Несмотря на то, что мир стоит на пороге эры беспилотных автомобилей, престиж водителя, особенно на сложных трассах, по-прежнему высок.

На казахстанских просторах можно найти захватывающие трассы любых категорий. Международные ралли и автопробеги способствуют узнаваемости страны за рубежом. В прошлом году казахстан неожиданно отказался предоставить свою территорию для внедорожного ралли «шёлковый путь».

Зато этим летом наша страна гостеприимно раскинула дороги для турне раритетных автомобилей. Британская компания Classic Rallies and Driving Adventure при поддержке посольства Республики Казахстан в Соединённом Королевстве Великобритании и Ирландии и МИД РК выбрала Алматы в качестве базового города для турне раритетных автомобилей по Центральной Азии Pamir Highway 2019. Автопробег по высокогорным трассам Тянь-Шаня и Памира труден даже для внедорожников. Но когда на него решаются владельцы ретро-автомобилей из Британии, это вызывает особое уважение. На машинах европейских марок, среди которых Jaguar, Aston Martin, Lotus, Defender, Volvo, Mercedes, они промчатся по горным и предгорным дорогам Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Большая часть участников пробега — люди степенного возраста, но в каждом из них живёт дух приключений, и поэтому в душе они по-прежнему молоды. Мы встретились с участниками автопробега накануне старта. Руководитель турне Адриан Эппс не скрывал своего воодушевления:

— С каждым путешествием мир для меня становится меньше. Хочется привнести в общество что-то новое. Я думаю, и для участников, и для тех, кто нас встретит в пути, это турне будет настоящим праздником.

— Сколько стран вы посетили?

— Вместе с автотурне около 50. А всего около 100.

— Сколько машин участвует в этом пробеге?

— 10 автомобилей. Все они раритетные.

— Какая машина самая старая?

— Это Jaguar 1954 года.

— Какая из них самая дорогая?

— Я думаю, что это Aston Martin. Его цена — около 1 млн долларов.

— Расскажите о вашем маршруте.

— Старт из Алматы — 7 июля. Затем мы едем в Тараз, Шымкент, пересекаем границу Узбекистана, отправляемся в Ташкент, Самарканд. Потом переезжаем в Таджикистан — Душанбе, Хорог. Пересекаем Памир и въезжаем в Киргизию — Ош, Нарын, Чолпон-Ата, Каракол. Через Кегень въезжаем в Казахстан и возвращаемся в Алматы 26 июля. Всего поездка занимает 4 недели.

— Как вы оцениваете качество наших дорог?

— Я люблю Казахстан, Центральную Азию и особенно Алматы. Приезжаю сюда уже в четвёртый раз. Я много путешествовал по этому региону и по-настоящему влюбился в Алматы. Дорога иногда опасна, но наши участники — большие любители приключений. Наш путь будет проходить не только по хайвеям, но и по грунтовкам.

— Из каких стран собрались участники этого пробега?

— Обычно в наших пробегах принимают участие жители многих стран, таких как США, Австралия, Германия. Но этот пробег — чисто британский.

— Входит ли в число участников пробега известный любитель ретро-автомобилей и ралли принц Кентский?

— Пока нет. Но, мы надеемся, в будущем он присоединится к нам. «ЯГУАР» НА «КРЫШЕ МИРА» Наше внимание привлекли роскошный «Ягуар» и его хозяева — 72-летний Пол Кейн и его супруга 65-летняя Мэри Эллен.

— Сколько лет вашему автомобилю? Мэри: Эта машина, как и я, — 1954 года рождения, нам обеим по 65 лет. У меня есть примечательная история. В 1954 году мой отец купил точно такую же машину, только чёрного цвета, и именно в ней он привёз меня из роддома. Поэтому мы с Полом решили купить такую же, но выбрали красный цвет.

— Почему вы решили участвовать в этом непростом пробеге? Пол: Нам нравятся турне. Каждый раз ты открываешь что-то новое. Мы много слышали о Казахстане и знали, что это очень большая страна. Но интересно всё увидеть своими глазами.

— Какие страны вы посетили на этом автомобиле?

— Большую часть стран Южной и Центральной Америки, Северную Канаду, Аляску. Объездили все уголки Африки, участвовали в турне от Лондона до Дакара. Очень непросто было в Северной Африке, в Тунисе. Были в Индии, посещали Санкт-Петербург, Москву, Стамбул. В Центральную Азию выбрались впервые.

— Как автомобили доставляются в точку старта?

Мэри: В некоторые места машина доставляется на трейлере, иногда на поезде, на корабле, бывает, что и на самолёте.

— Британия входит в число самых безопасных стран в плане вождения. Согласно исследованиям, наиболее агрессивное вождение среди стран СНГ и Европы — в Казахстане и Киргизии. Как вы себя ощущаете на наших дорогах? Пол: Я думаю, что самое поразительное и непредсказуемое вождение — в Индии. В Сальвадоре, в Центральной Америке по-настоящему ужасное вождение. Поверьте, в Казахстане мы не испытываем особых проблем.

— Предусмотрен ли у вас ремонт в дороге?

— В большинстве случаев мы обходимся своими силами. Конечно, это автомобиль, и невозможно предугадать все случаи. Однажды в Индии у нас сломалась машина. Но нам помогли местные жители, и даже не пришлось потратить дополнительных средств.

— Ваш маршрут проходит вдоль афганской границы. Предусмотрены ли какие-то меры безопасности во время движения вашей колонны?

— На этот случай у нас есть ремень безопасности и надёжные тормоза.

— В Казахстане — правостороннее движение. Создаёт ли это вам проблемы при передвижении?

— Некоторое время мы жили в Америке, и поэтому для нас правостороннее движение не представляет большой проблемы.

— Вы оба ведёте машину?

— Да, периодически мы меняемся во время пробега. Так поступают все супружеские пары в нашей команде. ЛЕГЕНДЫ НА ДОРОГАХ Турне раритетных машин — это тот редкий случай, когда у тебя есть возможность сесть за руль легендарного спортивного автомобиля Aston Martin 1970 года. И всё потому, что хозяева машины Робин и Шарлотта Моррисон не делают из своего раритета недотрогу. За плечами этого семейного экипажа — пробеги Лондон — Сидней, Панама — Аляска и многие другие маршруты.

— Робин, в Алматы иногда воруют автомобильные зеркала. Где вы паркуете свой раритет?

— Мы паркуем его в подземном гараже. Думаю, там он в безопасности.

— Исходя из стоимости вашего автомобиля, вам нужен охранник.

— Я купил этот автомобиль 18 лет назад. Тогда он был относительно недорогой. Но затем мне пришлось вложить в него очень много денег для того, чтобы он стал готов к таким продолжительным пробегам. Он намотал уже 220 тыс. км.

— Приходилось ли вам бывать в Таджикистане и Киргизии? Там есть перевалы высотой более 4000 метров. Самый высокий на вашем пути — перевал Акбайтал на Памирском тракте в Таджикистане высотой 4655 м. Это суровое испытание и для людей, и для машин.

— Когда мы участвовали в ралли по Андам в Южной Америке, нам приходилось подниматься на высоту 4877 метров. Так что у нас есть высокогорный опыт.

— Это почти столько же, сколько и высота хребта Заилийского Алатау, перед которым мы находимся.

— Очень красивые горы. Мы готовы пересечь их.

— Шарлотта, есть ли какой-то особый порядок в вашем автокараване? Может быть, самый быстрый автомобиль должен ехать последним? Шарлотта: Строгого порядка нет. Самый старый автомобиль, как правило, едет первым. Мы обычно едем четвёртыми. — Наверное, ваш Aston Martin самый быстрый?

— Не знаю, мы не устраиваем гонок. К нашему разговору вновь подключается Адриан Эппс: — Я думаю, что Aston Martin в нашей группе быстрее всех. — Вы выбрали очень сложный маршрут и страны с окончанием на «стан», что обычно пугает западных людей... — Для меня это наиболее удивительная часть мира. Поверьте мне. Я говорю своим друзьям в Великобритании, что им нужно обязательно посетить Казахстан, Центральную Азию, ощутить удивительный колорит этой земли, тепло и открытость людей, потрясающее гостеприимство.

— Вы намеренно выбрали июль? Потому что в июне у нас бывают страшные ливни...

— Да, мы внимательно выбирали время для автопробега, потому что дожди — это не то, ради чего британцы готовы ехать за 6 000 километров.

Олег БЕЛОВ