Нужен ли Казахстану четвёртый нефтезавод?

09:47 17/07/2019

1218
ДОЛГОЕ ВРЕМЯ В СТРАНЕ ОТКАЗЫВАЛИСЬ ОТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧЕТВЁРТОГО НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА. В МИНЭНЕРГО УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО ЗАПУСК НОВОГО НПЗ ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕРЕНТАБЕЛЕН

ОДНАКО ВСЕ ВОЗРАЖЕНИЯ И СОМНЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ «СДУЛО» ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЕМ НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА. ЗАВОДУ БЫТЬ. ТОЧКА.

К лету 2019 года в РК возник профицит по высокооктановому бензину. Пошли даже разговоры о возобновлении экспорта — излишки будут поставлять в Кыргызстан. Вопрос о целесообразности нового нефтезавода снова повис в воздухе.

В АВРАЛЬНОМ БЕСПОРЯДКЕ

 Буквально несколько лет назад Министерство энергетики РК заявляло, что мощностей трёх НПЗ — в Атырау, Павлодаре и Шымкенте — хватит на всю страну. Приводились убедительные цифры и расчёты.

Но, несмотря на бодрые рапорты, Казахстан ежегодно сталкивался с дефицитом ГСМ.

Как только очередной НПЗ вставал на «технический перерыв», автолюбители начинали «глохнуть» от нехватки бензина. На АЗС выстраивались очереди, а цены на горюче-смазочные материалы взлетали. Отечественные экономисты и ответственные ведомства списывали повышение стоимости всех товаров на перманентные топливные коллапсы.

 Энергетики и региональные акиматы напоминали штабы боевых частей. Распределить, наказать, доставить. Появился даже термин — «социальный бензин». Именно на него установили фиксированную цену. Апогеем бардака стала почти одновременная модернизация всех казахстанских НПЗ. Буквально сразу же республика попала в кабальную зависимость от поставок российского топлива.

«Косорукость» ремонтников привела к выходу из строя целой установки по производству водорода на Павлодарском заводе. ПНХЗ моментально снизил выпуск дизельного топлива. Это привело к тому, что солярка стала дороже высокооктанового бензина.

И даже тогда министр энергетики Канат Бозумбаев настаивал на «экономической нецелесообразности» четвёртого предприятия. Он предлагал дождаться окончания модификации НПЗ. К слову, глава Минэнерго не лукавил — после всех работ суммарная мощность производителей топлива выросла на 16,4%.

Но тут раздался «гром с небес» — в дело вмешался Нурсултан Назарбаев и категорически потребовал довести число НПЗ до четырёх. Указано — сделано. Уже готово технико-экономическое обоснование, идёт работа с потенциальными инвесторами из КНР, а Минэнерго определяет место для строительства. По предварительным оценкам, новый НПЗ будет перерабатывать 6 млн тонн нефти в год. Проект может обойтись в 2 млрд долларов.

ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ!

После завершения ремонтных работ на трёх нефтезаводах в Казахстане возник профицит по высокооктановому бензину. Более того, цена на топливо была снижена сразу на несколько пунктов: АИ-92 — до 147,6 тенге за литр; АИ-95/96 — до 168,6; АИ-98 — до 185,9. В то же время стоимость дизтоплива возросла на 13,5%. Опубликованные данные за первый квартал 2019 года говорят о полном удовлетворении потребностей внутреннего рынка.

Только за четыре месяца этого года в стране было произведено 1,2 млн тонн бензина и 1,6 млн тонн дизельного топлива. Наибольший объём пришёлся на Павлодарский нефтехимический завод.

Суммарно отечественные производители обеспечили 98,2% спроса на бензин и 93,1% на дизтопливо. Также значительно сократились импортные поставки — почти на 94% за год.

Такие успехи позволили вспомнить об экспортных возможностях. Уже в июле первые литры казахстанского топлива могут оказаться в Кыргызстане и Узбекистане.

Тем не менее в энергетическом ведомстве ситуацией недовольны. Радость отечественного потребителя не радует переработчиков и трейдеров. Поставки на внутренний рынок становятся для них всё менее привлекательными — спрос не растёт, а излишки складируются на базах. К тому же «северный маршрут», ведущий на российский рынок, пока законодательно закрыт.

Кстати, в Минэнерго напомнили, что ценообразование на ГСМ не связано с котировками на нефть. Цена на внутреннем рынке формируется на основе котировок Argus (это независимое международное ценовое агентство, предоставляющее информацию о ценах и конъюнктуре рынков энергоносителей и других товаров). Словом, складывается впечатление, что вопрос с четвёртым НПЗ отложен до лучших времён.

ИНЕРЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Казахстанский эксперт по нефтяной отрасли Олег Егоров считает, что инерции от модернизации трёх НПЗ хватит года на три-четыре. Затем Казахстан столкнётся со старыми проблемами.

«Весь вопрос упирается в качество производимой продукции. К примеру, Атырауский завод получает нефть с различных месторождений. Когда поток разных сортов идёт в переработку, качество конечного продукта ухудшается. Сера и парафин всё равно остаются в топливе. То же самое происходит с Шымкентским заводом. На Павлодарском НПЗ качество бензина получше. Когда речь идёт о четвёртом нефтезаводе, нужно помнить, что он будет строиться минимум четыре года. Что произойдёт за это время? Три НПЗ снова «устареют»: один из них построен в 40-х годах прошлого века, два других — в 70-80-х», — полагает Егоров.

Также, по словам эксперта, не стоит забывать о месторождении Кашаган. Казахстанская доля нефтедобычи может пойти на новое нефтеперерабатывающее предприятие. Тогда проект ждёт «светлое» будущее, он будет обеспечен однородным сырьём на долгие годы.

«Четвёртый завод нужен. Рассуждения о его рентабельности не совсем правильные. Была информация, что его будут строить в Костанае, затем в Балхаше, чуть позже в Актау. Но где в этих местах брать сырьё? Я думаю, что лучшее место — Атырауская область. Конкретнее — посёлок Карабатан, где создаётся газо-химический комплекс. Здесь лучшие условия для создания единого нефтехимического кластера в регионе», — уверен Олег Егоров.

ПРИСТУП ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ

По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, государственное решение о начале строительства очередного НПЗ – очередное вмешательство власти в бизнес-процессы.

«Такие вопросы не должны решать ни чиновники, ни депутаты. Однако у нас в стране привыкли делать именно так. Люди, которые не работают в бизнесе, начинают что-то требовать, — считает Кусаинов. – Если инициатива идёт не от инвестора, проект не имеет чёткого коммерческого «просчёта».

Значит, полагает экономист, решение о его реализации либо нереализации лежит в политической плоскости.

«Иногда политические решения бывают необходимы. Допустим, в области продовольственной безопасности. Но государство не должно принимать решение о строительстве мясокомбината или посадке моркови. Государство выставляет высокие пошлины иностранцам, ввозящим мясо или морковь, либо выделяет субсидии своим фермерам. Это нормальная государственная политика. В Казахстане всё наоборот», — сетует Кусаинов.

Тем временем появилась информация о начале работ в Карагандинской и Западно-Казахстанской областях. Стало известно, что в ЗКО недалеко от посёлка Алгабас уже строят нефтеперерабатывающий завод стоимостью в 420 миллионов долларов.

Сюда вкладываются арабские шейхи — компания West Hydrocarbons Commerical Investment LLC. Проектная мощность — 750 000 тонн в год. Проект уже стал источником скандала. Строители, возводящие подсобные помещения, недовольны условиями труда. Возник конфликт между подрядными организациями.

В Карагандинской области также решили отхватить кусок бензинового пирога. Сингапурские бизнесмены намерены запустить НПЗ стоимостью 300 миллиардов тенге. Планируется, что в год будет производиться один миллион тонн нефтепродуктов. Здесь планируют выпускать бензин марок АИ-92, АИ-95, АИ-98. Кроме того, летнюю и зимнюю солярку, а также авиационное топливо Jet A-1.

ЦЕНЫ ВОПРОСА

Параллельно с этими обнадёживающими вестями в Казахстане всё-таки произошёл очередной топливный аврал — все три нефтеперерабатывающих завода сократили объёмы выпускаемой продукции. Причина — производство встало на внеплановый ремонт. Эксперты полагают, что очередной «технический перерыв» приведёт к снижению выпуска ГСМ на 15-20%. Однако предыдущий задел не даст «скатиться» к дефициту горючего. Как оно будет на самом деле – вновь покажет время. А ещё – очереди и ценники на заправках…

Данияр АШИГАЛИЕВ