Что ожидать от поколения Z?

09:51 31/07/2019

10
В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕНСИВНО ОБСУЖДАЮТСЯ «ВИДОВЫЕ ПРИЗНАКИ» И ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – ПОКОЛЕНИЯ Z.

ЭТО ТАИНСТВЕННАЯ ВОЗРАСТНАЯ ОБЩНОСТЬ, У КОТОРОЙ СВОИ ПРАВИЛА, СВОИ ТРЕБОВАНИЯ, СВОИ НАВЫКИ, СМЫСЛЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ. ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТОГО ПОКОЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНО НЕ ЖЕЛАЕТ ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИСТЕМУ И ПОД СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ЖИЗНИ. А ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ СИСТЕМА ПОДСТРАИВАЛАСЬ ПОД НЕГО. В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСТАНА ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛАСЬ МНОГОЧИСЛЕННАЯ И АКТИВНАЯ ГРУППА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРАЯ ВЫРОСЛА НА ИНТЕРНЕТЕ, ГАДЖЕТАХ И ФОРМИРОВАЛАСЬ В БЛАГОПОЛУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ТАК В ЧЁМ ЖЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТОГО «ПЛЕМЕНИ МОЛОДОГО, НЕЗНАКОМОГО»? ОБ ЭТОМ МЫ ПОГОВОРИЛИ С ПРОФЕССОРОМ РАФИСОМ АБАЗОВЫМ, ДИРЕКТОРОМ ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИМЕНИ ПАН ГИ МУНА ПРИ КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ.

– Рафис Фанисович, в последние годы много говорят о загадочном поколении Z. Что это такое?

– Существует очень много определений поколения Z. Журнал инноваций Misc Magazine назвал этих молодых людей, выросшими «одним пальцем на гаджетах», а некоторые учёные – «цифровыми аборигенами».

Формально это молодые люди, родившиеся после 1995 г., которые составляют существенную категорию населения во многих государствах – от США до Казахстана. И на самом деле это первое поколение и в США, и в Казахстане, с пелёнок выросшее на гаджетах и компьютерных приложениях и с совершенно иными взглядами и запросами. Сторонники «Теории поколений» считают, что каждое поколение имеет свои социальные и культурные особенности. А вот современные исследователи добавляют: поколение Z – это «тёмная лошадка», которая не просто ломает, а крушит многие социальные нормы и границы.

– И чем же это поколение отличается от других, в частности – в Казахстане?

– Для Казахстана это поколение «новых цифровых казахов», и все социальные исследования подтверждают это. Во-первых, это поколение выросло в условиях глобализации и программы «Болашак» – то есть молодые люди абсолютно уверены, что перед ними открыт весь мир. Во-вторых, это первое поколение, которое выросло уже в современном индустриально-цифровом Казахстане в момент вхождения страны в Топ-50. Видя с экранов TV Казахстан XXI века, они становятся очень требовательными и к условиям жизни вокруг себя. В-третьих, это поколение, которое засыпало и просыпалось под слова «инновации», «креативность» и т. д., и поэтому у этих ребят особый взгляд на рабочее место и на рынок труда. В-четвёртых, эта молодёжь приучилась почти полностью получать информацию о жизни через цифровые каналы – то есть практически живёт в глобальном информационном киберпространстве.

НЕ СТОИТ ПРОГИБАТЬСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР

– Так что же хочет это загадочное поколение Z?

– Классические исследования этих «цифровых аборигенов», или i-generation (igeneration – информационное поколение), подчёркивают, что самое главное их отличие в том, что они не хотят подстраиваться под окружающий мир, а хотят, чтобы мир перестроился под них.

– А вы какие отличия находите в этом поколении?

– Я бы назвал его «виртуально-гаджет-поколением». Они выросли и продолжают жить в значительной степени в «виртуальном» i-мире – от ilearning до i-gaming и i-dating и т.д. Многие из них талантливы в компьютерных технологиях, креативны и честолюбивы. Но если поколение Y – (поколение их родителей) «тусовалось» на рок-концертах и дискотеках, то эти «цифровые аборигены» тусуются на хакатронах, в технопарках и в стартап-инкубаторах – там, где их «реально заценят» за их «продвинутость».

– Сейчас много говорят, что в Казахстане зарегистрировано 20 миллионов гаджетов. А вот может ли эта молодёжь превратить эти миллионы в индустрию 4.0 и экономику XXI века?

– Знаменитый инноватор и отец электроавтомобиля «Тесла» Элон Маск, говоря о важности талантов, высказал следующее: «Только команда (я бы добавил – и страна), в которую привлечены лучшие игроки, выигрывает чаще всего». Экономика XXI века – это экономика креативности, мобильности и ярких способностей. В Казахстане сейчас много молодых талантов, и задача компаний, надеющихся на успех, вовремя найти и не упустить эти таланты. Но в работе с нынешним поколением Z надо ещё и создавать условия труда здесь, в Казахстане, наравне с ведущими инновационными компаниями мира – от гибкого графика труда и удалённой работы до технологичного открытого офис-пространства. Посмотрите на Smart-point в Алматы – молодёжь без ума от возможности самореализоваться там! Но, к сожалению, это не всегда и не везде происходит – и поэтому молодые таланты из Казахстана всплывают и реализуют себя в лучших мировых компаниях.

– В последнее время очень много говорят о том, что молодые люди больше хотят состояться и быть успешными за границей. Почему это происходит?

– Вы затронули очень важный вопрос. Дело в том, что зачастую работодатели строят свои кадровые стратегии исходя из опыта XX века – «не хотят – другого найдём». Хотямногие ведущие мозговые центры мира, например эксперты Forbes, предсказывают, что в последующие 15-20 лет могут исчезнуть до 50% рабочих специальностей. И компании будут двигать к успеху не 100 послушных работников, а отдельные казахстанские «Стивы Джобсы» – которые непослушны, нестандартны, но креативны. Именно поэтому «гаджет– поколение» порой не видит оптимального рабочего места для себя в своей стране. Именно поэтому они и уезжают в те страны, где рынок труда и работодатель создают для них более приемлемые с их точки зрения условия для самореализации. Кстати, они уезжают не только в Силиконовую долину и Сколково, но и с недавнего времени в IT-технопарк Astana Hub. И это хороший пример того, что поколение Z привлекает не столько заграница как таковая, сколько креативные места работы – вне зависимости от их месторасположения. Кстати, в нашем мини-опросе студентов Алматы мы обнаружили, что именно это требование «работы для души» было на первомместе с 57% голосов.

– То есть вы полагаете, что битву за талантыпоколения Z мы ещ` не проиграли?

– Знаменитый футурист Томас Фридман объявил, что «мир – плоский!», то есть мир глобализирован. И что он становится ещё более «плоским» – то есть мы продолжаем глобализироваться. А Казахстан, как часть мирового пространства, является и частью мирового креативного пространства. Как только поколение Z увидит возможности в реализации своих креативных идей в своей стране – она не только вернётся, но ещё и привезёт с собой «цифровых аборигенов» из других стран.

Юлия КАЦМАН