Система оценивания в формировании целостной личности учащегося

19:35 27/11/2019

483
​Внедрение новой системы оценивания в казахстанской школе сопровождается общественной дискуссией, высказываются учителя и специалисты в области образования, родители и учащиеся.

Сам по себе этот факт наглядно показывает то принципиально важное значение, которое имеет в обновленном содержании образования Казахстана оценивание знаний, умений, навыков и труда школьников. Символично, что общим знаменателем большинства высказанных по этому вопросу мнений стало согласие участников дискуссии с возникшей необходимостью перехода и объективностью системы оценивания на основе критериального подхода. В пользу этого также говорят и результаты сравнительного мониторинга по ходу её внедрения.

Старшие поколения казахстанцев хорошо помнят один из самых выразительных художественных символов прежней советской системы образования. Им было известное полотно «Опять двойка», написанное ещё в середине ХХ века художником Федором Решетниковым. В этом произведении была, по сути, увековечена система оценивания в советской школе, основанная на простой пятизначной комбинации отметок – от «единицы» до «пятерки». Она просуществовала практически две трети предыдущего столетия и перешла в новый ХХI век как привычная всем инерция прежнего педагогического опыта.

Благодаря достижениям советской школы система образования Казахстана в период независимости стала неотъемлемой частью глобального образовательного пространства с огромным потенциалом развития на основе мирового опыта и богатого отечественного педагогического наследия.

Прежняя система образования была настроена на решение круга воспитательных и обучающих задач, которые были определены ей прошлыми историческими и политическими условиями, потребностями рынка труда ХХ века. Она решила масштабные экстенсивные задачи по ликвидации безграмотности и сокращению малограмотности населения, созданию образовательной инфраструктуры от детских садов и школ до университетов.

Оценивание базировалось на исключительном праве учителя ставить отметки и являлось важным инструментом манипуляции обучаемыми, в том числе посредством посылаемого, в виде той или иной оценки, сигнала родителям школьника.

При этом оценка могла не отражать реальное качество знаний конкретного ученика, потому что ставилась на основе субъективного сравнения учителем познаний учащихся, как правило, одного класса. И эта упрощенная, даже не 5-ти, а 4-бальная отчётность (отличнику всегда 5, хорошисту – 4, троечнику – 3, двоечнику – иногда 2, а в итоге, основной массе учеников –  3 с натяжкой), стала привычной и удобной.

На её явную недостаточность в современных условиях указано и в экспертном исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2014 год. Там отмечено, что такая система не обеспечивает ясности целей и использования различных типов оценок, допускает выставление учителями субъективных оценок и прочее, т.е. имеет множество недостатков.

Общепризнанно, что образование достаточно консервативная область человеческого социума. Проводить изменения и реформы в нём не так-то просто.

Но система оценивания оказалась самой закостенелой частью педагогической практики. Как тут не вспомнить вывод американского психолога и специалиста в области образования Альфи Кона, отметившего, что «некоторые явления в общественном сознании могут настолько глубоко укорениться, что начинают казаться продиктованными здравым смыслом. При этом общество, отказываясь от критического взгляда на вещи, теряет контроль над ними: и уже не идеи принадлежат людям, а они владеют людьми».

За почти три десятилетия Независимости цели, задачи и содержание казахстанской школы разительно изменились и продолжают меняться в соответствии с запросами времени. Но на протяжении, как минимум, последних двух десятилетий возникла явная дихотомия, так как система оценивания оставалась неизменной. Судите сами, распространенным явлением стали факты родительского давления на учителя и школу с просьбами и требованиями поставить или вывести «правильные» оценки отдельным ученикам. Как результат, мотивация школьного обучения стала массово извращаться и де-факто определяться внешними по отношению к процессу усвоения знаний стимулами, завышением или занижением оценок. Кстати, на такой порок во влиянии системы оценивания на мотивацию учащихся обращал внимание Магжан Жумабаев, который еще в начале 20 века писал, что этот подход фактически приучает ребёнка ко лжи и обману: «У ребенка не должно возникать мыслей о том, что, если буду учиться хорошо, то услышу от муллы похвалу, получу вознаграждение; если буду плох, то получу розги, услышу ругань. В этом случае, вся деятельность ребенка будет направлена на это, и он не будет прилагать усилий, чтобы овладеть тем, чему учит учитель».

В настоящее время еще одним важным моментом является и то, что необходимо вывести на новый уровень взаимодействие и доверие между школой и родителями. В этом взаимодействии важно получение и обсуждение, вместо прежних сухих отметок, развёрнутых отчётов о достигнутом учеником уровне и приобретенных им навыках, что даёт возможность семье стимулировать познавательный интерес ребенка, направлять его, при этом тесно взаимодействуя с учителями.  И это важно для персонального успеха учащегося и в школе, и в жизни.

На наш взгляд, сейчас самое время задаться вопросом: какое влияние оказывает новая система оценивания в рамках обновления содержания образования на воспитание личности школьника в современную эпоху?

Вне сомнений, современная оценка в школе должна способствовать, с одной стороны, формированию высоких моральных ценностей личности учащегося в процессе его подготовки к самостоятельной жизни и последующей социализации, с другой – стимулировать и мотивировать познавательную деятельность ученика.

Поэтому при разработке новой системы оценивания, прежде всего, решалась задача сделать оценку понятной, чтобы ученик понимал, за что её получил, как она выставляется и с какой целью проводилось оценивание. В полученной оценке, по сути, закладывается информация, которую все могут использовать для улучшения качества обучения в будущем. Всё это формирует у ребенка доверие к учителю, образовательному процессу, школе и обществу в целом.

Справедливость оценки – это еще одна важная ее характеристика. Оценивание должно быть способно учитывать достижения учащегося, принимать во внимание каждый шаг в выполнении задания, объём, глубину полученных знаний и навыков. Только в этом случае она привнесёт в формирующуюся личность ребенка и подростка необходимые качества и черты ответственной личности.

Несомненно, что весь процесс оценивания должен проходить осознанно. Поэтому ученика нужно вовлекать как в процессы определения критериев, так и их использования при выставлении оценок и себе самому, и своим одноклассникам. В свою очередь, это разовьет такие важные качества личности как самостоятельность и самоконтроль, а также позитивно повлияет на общее умственное и интеллектуальное развитие школьника. Также усилится воспитательный эффект, повысится познавательный интерес, любознательность и активность учащегося на уроке. Это ситуация возможна, если оценка ориентирует ученика на достижение конкретных целей. Прежде всего, уметь самостоятельно определять, чему и зачем он учится, где может в будущем применить эти знания.

Согласно данным социологических исследований, школьники и студенты считают, что в целом оценка оказывает положительное влияние на их обучение. И она должна выставляться не на скорую руку учителя, а на основе ясных, понятных и разумных требований и заданий. В этом случае объективная оценка стимулирует учащихся, повышает их способность к углубленному изучению предметов, овладению навыками исследований и критического мышления. Более того, именно эти факторы способствуют эффективной социализации выпускника школы в будущем, включая выбор будущей профессии и последующие образовательные этапы.

Современные исследователи также сходятся во мнении, что оценивание должно иметь различные цели и использоваться по-разному в зависимости от них.

Так, в период усвоения нового учебного материала, взаимодействия в классе и перехода в рамках изучаемых тем на более глубокие навыки мышления, формой внутренней мотивации выступает формативное оценивание. В этом случае ребенок ждёт от учителя и сверстников поддержки и помощи в освоении нового учебного материала, одобрения и позитивных слов при достижении положительного промежуточного результата. Школьник не должен находиться в состоянии страха получить низкую оценку, за которую придется краснеть перед родителями. Формативное оценивание дает возможность спокойно высказать свое суждение по изучаемому вопросу. Этот вид оценивания, прежде всего, направлен на формирование у учащихся потребностей расширять процесс познания. Постоянно получая словесную оценку от учителя, ученик лучше будет подготовлен к суммативному оцениванию.

Формой внешней мотивации в момент измерения уровня достигнутых школьником результатов выступает суммативное оценивание. Оно хорошо известно в отечественной педагогике как контрольные работы по предметам по завершении изучения раздела и учебной четверти. Именно это суммативное оценивание выступает фактором преемственности от всем привычной системы оценивания по итогам четверти.

В новой системе учитель выставляет баллы и выводит оценку на основе комплексной проверки усвоения учеником единицы учебной программы (суммативное оценивание раздела – СОР) и далее - конкретного периода обучения (суммативное оценивание за четверть – СОЧ).

Такой подход практически на порядок снижает субъективность мнения учителя при оценивании конкретного ученика. При этом, что важно, он даёт возможность более масштабно и точно измерять насколько вырос объем полученных учащимся знаний, фиксировать изменения в мотивации школьника к обучению и на этой основе настраивать учебный процесс на повышение его результативности.

Сбалансированность и правильное использование формативного и суммативного оценивания формируют у обучаемых, прежде всего, умение учиться. Этот навык важен с учётом изменчивости современного рынка труда, где сейчас имеет особую ценность такое качество, как способность обучаться в течение всей жизни.

Система критериального оценивания, внедряемая в Казахстане, учитывает передовой зарубежный опыт. В силу этого она хорошо распознаваема большинством ведущих школ, университетов и образовательных центров мира, высоко оценивается зарубежными экспертами. В свою очередь, и выпускники казахстанских школ будут также хорошо понимать требования международных образовательных систем.

Но, в целом, её методика адаптирована к нашим отечественным условиям. Она соответствует педагогическим воззрениям казахских просветителей – Абая, Ыбрая Алтынсарина, Жусипбека Аймауытова, Магжана Жумабаева и других.

Эта методология ввела в нашу педагогику практику формативного оценивания. Она сформировала баланс в обучении и оценивании (формативное оценивание), предоставила возможность непрерывно отслеживать успеваемость (суммативное оценивание), систематизировала инструменты для выставления объективных и понятных результатов.

Это мнение подтверждается и данными сравнительного мониторинга результатов обучения в обычных школах и пилотных школах с обновленным содержанием образования, где применяется критериальное оценивание.

Так, в 2014-2019 годах и те, и другие школы, в целом, повысили качество обучения. Это подтверждается показателями роста среднего балла, определённого по результатам 5 ежегодных диагностических тестирований с 1 по 4 классы.

Однако, в обычных школах он вырос со 118,5 до 139,8, а в пилотных – со 113,0 до 151,1 балла. Пилотные школы имеют более значимый прогресс среднего балла (+38,1), что почти вдвое превышает показатель роста в обычных школах (+21,3). Если в обычных школах примерно 50% учащихся набрали от 140 до максимально возможных190 баллов, то в пилотных школах доля учеников, справившихся с тестами на таком же уровне, составила 89%.

Вместе с тем, новые мощные инструменты влияния на формирование личности обучаемого пока ещё недооценены отечественной педагогикой, а их использование носит всё ещё фрагментарный характер, в том числе и в силу инерции и остаточного эффекта 5-бальной шкалы отметок.

Внедрение новой системы оценивания — дело не простое, и его реализация требует решения многих содержательных и организационных вопросов. Следует отметить, что в этом процессе есть два компонента – это сама методология оценивания и процесс ее внедрения. При обсуждении заметно, что многие подменяют два этих компонента. Во многом критические отзывы связаны не с методологией оценивания, а фактическими условиями ее применения в конкретных школах. Здесь необходимо помнить, что условия могут постепенно быть созданы, но потеряв концептуальность, целостность и созидательность методологии мы не сможем добиться заданных системой образования целей.

Так, ряд аспектов, связанных с внедрением критериального оценивания в общеобразовательных школах, обусловлен переполненностью классов, недостаточной компьютеризацией школ, особенно сельских, вопросами их невысокой материальной оснащенности.

В то же время, переход к критериальному оцениванию сыграл позитивную роль уже в том, что заострил внимание управленческих структур к системе образования на имеющийся проблемный ряд и подвиг определить ряд первостепенных задач по его решению.

Самое главное, речь идёт о качественных изменениях в казахстанской школе, направленных на своевременный учёт глобальных образовательных тенденций, повышающих уровень подготовки выпускников школ, их конкурентоспособность не только при поступлении в вузы, но и в целом по жизни. И это, вне сомнений, самая главная награда, – и для педагогов, и для родителей, – за их заботу, труд и творчество в воспитании у детей качеств ответственных и креативных личностей.

Внедрение новой системы оценивания в школах Казахстана идёт последовательно. Этот процесс, естественно, требует усилий учителей, включая их стремление к наработке профессиональных навыков критериального оценивания, проявление личного творчества, тесного взаимодействия в педагогической среде. Важно понять, что выставление оценок становится для педагогов не какой-то, прежде замкнутой и узкой, рутиной, а креативным процессом, позитивно влияющим на профессиональный рост, мастерство и статус учителя. Поэтому понимание имеющихся проблем и широкая стимулирующая поддержка, в первую очередь, учителей – это залог успешности реализации кардинальных изменений в системе школьного образования.

Куляш ШАМШИДИНОВА,
председатель правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»  

Айдана ШИЛИБЕКОВА,
директор Центра педагогических измерений автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»